SBB "Nowy Horyzont" [plus 4 bonus tracks] (1975)

Выпустив дебютный лонгплей "SBB" (1974; также известен под названием "SBB-1"), польское трио сделалось объектом пристального внимания не только для соотечественников, но и для меломанов из-за рубежа. В июне того же 1974 года ансамбль отправился на гастроли в Западную Европу. Будучи на пике формы, прогрессоры под руководством Юзефа Скжека вызывали искреннее восхищение аудитории. Да и профессионалы по достоинству оценили игровой уровень заезжих артистов. Вскоре по завершении выступления в Франкфурте-на-Майне ребят навестили сотрудники западногерманского отделения лейбла CBS. Членам бэнда были предложены услуги по организации рекординг-сессий, на что те радостно согласились. Работу по фиксации свежесочиненного материала разделили на два этапа: большая часть песен для будущей пластинки воплощалась на технической базе Польского радио, а доведение мастер-ленты до кондиции проходило зимой 1975 года в варшавской студии Polskie Nagrania. Покончив с запланированным к осуществлению объемом, SBB поспешили на встречу с руководством CBS, и вот тут-то их ждал неприятный сюрприз. По воспоминаниям Скжека, реакция на программу у немцев сильно отличалась от ожидаемой. Выяснилось, что шефы компании совершенно не нуждались в рок-продукции. Результат им виделся в форме хитового поп- (а то и диско-) альбома. Естественно, такой поворот истории заметно выбил поляков из колеи. Тем не менее, вернувшись домой, троица нашла в себе мужество успешно отыграть на фестивале Jazz Jamboree. А после участники коллектива задумали попытать счастья с нереализованным творческим запасом на своей территории. Адаптировав лирику для исполнения на родном языке, SBB перезаписали вокальные партии. И летом 1975 года винил, озаглавленный "Nowy Horyzont", поступил в продажу...
Название диска точно отражает суть происходящего. Для восточноевропейского рока с этого момента и впрямь приоткрылись новые, удивительные горизонты. Калейдоскоп живых созвучий SBB на поверку оказался ярок, сочен и невероятно фактурен. Богатая фантазия ведущего композитора группы Юзефа Скжека (вокал, губная гармоника, бас, рояль, синтезатор, орган) заявляет о себе в первом же треке - "Na Pierwszy Ogień". Многомерная инструментальная палитра зиждется на сочетании космических синти-позывных с гитарным прогрессив-хардом и классическими пассажами, берущими исток в наследии Фредерика Шопена (к слову чистые пианиссимо, как умозрительные фрагменты единой сюиты, концептуально связывают четыре номера с противоположных сторон LP). Саунд-эскиз "Błysk" выполнен в экспериментальной space fusion манере, характерной для SBB середины-конца 1970-х. Титульная вещь с обоих боков приукрашена "адреналиновыми" струнными всплесками Апостолиса Антимоса, однако в тончайшей сердцевине ее имеет место пролонгированная астральная навигация волшебно-атмосферного свойства. На редкость изобретательная фреска, по настроению созвучная изданному в ту же пору стартовому проекту Стива Хиллиджа "Fish Rising". Логическим продолжением занимательного сюжета служит психоделический опус "Ballada O Pięciu Głodnych" с вокодированной гипно-декламацией текста, оформленного поэтом Юлианом Матеем. Что касается стороны B, то на ней разместился 20-минутный магнум-опус "Wolność Z Nami", порожденный мощным воображением всех троих. Тут и лучащиеся теплом симфонические клавишные структуры; и трансовая размытость мелодических линий, растекающихся по холсту радужной акварелью; и виртуознейшие ударно-гитарные диалоги Ежи Пиотровского с вышеупомянутым Антимосом; и финальная светлая кода в подчеркнуто старомодной манере, заимствованной у того же Шопена. Картину дополняют бонусы 1974-75 годов, представленные в спектре от смурной мотивной психоделии до ядреного фьюжн-авангарда.
Резюмирую: превосходно сконструированная соническая модель, явившаяся отличным трамплином для дальнейших впечатляющих достижений трио SBB. Рекомендую.

Комментарии

Анонимный написал(а)…
весь материал SSB до 1980 (вкл Live in Marburg 1980. The Final Concert) - золотой фонд прогрессива.

Марк.
Vvche написал(а)…
Странно, конечно, говоря о SBB ни разу не упомянуть Юзефа Скшека (Józef Skrzek)... Музыку-то не ангелы сочиняют, а вполне земные музыканты. А когда автор поста не упоминает автора музыки - это говорит или о незнаниии материала или о гордыне...
Анонимный написал(а)…
Я уж не знаю, как Вы читали материал, но Скжек в обзоре упоминается не единожды. Сложно не заметить.
Vvche написал(а)…
Я сильно извиняюсь, был выпимши, к тому же неграмотный... Простите великодушно, Sagael! И Вы, Анонимный, простите... Не хотел никого обидеть.
Анонимный написал(а)…
SBB - жемчужина рок-музыки, прогрессива. Иногда жаль, что она так мало известна широкой публике.
Sergei Uvaroff написал(а)…
Не сказал бы, что они мало известны. В Восточной Европе о них порядком наслышаны. Да и в Штатах тоже знатоки имеют представление о творчестве SBB. Просто само направление (прог, фьюжн) не является общеупотребительным для широкой публики. Может, и к лучшему...