Clearlight "Clearlight Symphony" (1973)

Классика симфонического рока и одно из почетных мест в символической сотне прогрессив-альбомов всех времен и народов. Международного признания эта работа удостоилась практически сразу после выхода. Благо, продвижением релиза занимался крупный британский лейбл Virgin Records. Да и факт участия в записи нескольких авторитетных артистов сыграл на руку проекту, затеянному французским композитором и клавишником Сирилом Верду (р. 1949). Выпускник консерватории, неоднократный дипломант музыкальных конкурсов, он, вопреки традиции, не пошел по академической стезе, предпочтя эксперименты со звуковыми формами в рамках быстро развивающегося рок-жанра. Первой творческой лабораторией для Сирила послужила парижская группа Babylone. Здесь он подружился с виртуозом гитары Кристианом Буле (1951-2002), впоследствии не раз выручавшим маэстро Верду на стадии подготовки сольных опытов. "Clearlight Symphony" - достойный пример такого сотрудничества.
Составляющие симфонию две развернутые инструментальные части фиксировались Сирилом (рояль, орган, меллотрон, синтезаторы) в разных студиях и с различным набором аккомпаниаторов. Так, воплощать в реальность масштабный трек "First Movement" помогали выходцы из эпохального ансамбля Gong - гитарист Стив Хиллидж, саксофонист Дидье Малерб и клавишник/перкуссионист Тим Блейк. Обширная 20-минутная панорама в определенной мере явилась обобщением влияний, испытываемых мастермайндом по мере его духовного взросления. Это и монументальные клавишные оркестровки, соединенные в мистическую цепочку с выразительными саунд-эффектами (последние модулировались посредством портативного аналогового синтезатора VCS 3, порожденного креативным гением Петра Зиновьева) и структуралистскими выкладками в манере немецкой школы краут-рока; и воздушные романтические тенденции, присущие ранним опусам Клода Дебюсси; и циклическое строение композиционной схемы с оттенком мелодического минимализма, неизменно вынуждающее проводить параллели с прославленным магнум-опусом Майка Олдфилда "Tubular Bells", увидевшим свет в ту же пору. Вдобавок Gong'овцы привнесли в палитру ярко выраженные кентерберийские ингредиенты с их психоделизмами и сопутствующим джазовым уклоном. Я уж не говорю о том, что спутать уникальное звучание гитары Хиллиджа или пространную тонкую рябь сакса Малерба со стилевыми игрищами иных исполнителей попросту невозможно. Знак качества особого, элитарного свойства, столь ценимый слушателем-интеллектуалом.
Глава под нехитрым названием "Second Movement" писалась Сирилом в компании соотечественников - упомянутого выше гитарреро Буле, басиста Мартина Айзекса и ударника/вибрафониста Жильбера Артмана. Эта грандиозная фреска продемонстрировала существенную перемену в повествовательной субжанровой картине. Налицо уход музыкантов в область психоделии (на правах сонической основы тут заявлен альянс меллотрона с роялем) с оттенком лирического сентиментализма. Настроенческий базис, закладываемый мсье Верду в самую суть эпика, разбавляется искусными дисторшированными партиями Кристиана Буле, условно примиряющими мерцающую алхимию авторских прозрений с суровой земной действительностью. И этот симбиоз прямо противоположных элементалей вызывает восхищение не только гармоничностью подхода, но и абсолютно самобытной фантазией пресловутых рок-демиургов.
Резюмирую: шедевральное слияние ума, глубины, красоты и таланта в пределах отдельно взятой программы. Настоятельно рекомендую.

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Какие имена! Какая рецензия (без иронии)! Но!

Два-три раза возвращался к этой записи и, разочаровавшись окончательно, выбросил ее из головы и коллекции.
Сколько людей - столько мнений. Диалектика однако.

Марк
Сергей "Sagael" Уваров написал(а)…
Диалектика - штука сложная, с ней не поспоришь:)
А мне вот как-то сразу приглянулась эта работа. Эклектики тут, конечно, предостаточно, но есть и что-то эдакое, цепляющее... Хотя, опять же, для кого как.
Russian Top Blogspot написал(а)…
Привет, этот пост попал в Топ каталога Russian Top Blogspot
Avicenna написал(а)…
Очень достойный релиз. Ничего особо не напомнил. Сравнение с Олдфилдом условно. Заключается, разве что, в атмосферности проекта. Самое интересное, что тут практически нет мелодий. В том понимании, к которому мы привыкли. Практически нет ведущих партий. Разве что, во второй части гитарное соло. Остальное - органическое сочетание акустических и электронных инструментов. Гармония именно в звучании, а не мелодике.
Великолепный альбом.