27 нояб. 2011 г.

Yezda Urfa "Boris" (1975; 2009)

Этим чикагским парням катастрофически не везло с лейблами. Так, второй альбом Yezda Urfa "Sacred Baboon" был выпущен на виниле лишь в 1989 году, спустя тринадцать (!) лет после записи. Дебютной пластинке "Boris" посчастливилось и того меньше. Материалу, окончательно доведенному до ума еще в 1975 г., пришлось дожидаться издания три с половиной десятилетия. Факт печальный, особенно с учетом того обстоятельства, что групп подобного калибра в Штатах практически не водилось. Впрочем, тут есть вина и непосредственно музыкантов. Высоко оценивая собственный исполнительский уровень, бывшие члены самодеятельного школьного ансамбля принялись активно рассылать демо-пленки в крупные рекординг-компании (A&M Records, Capitol, Columbia Records, London Records, Phonogram и др.). Большая ошибка! Штампуемые пресс-службами фирм-мэйджоров ответы походили друг на друга как близнецы: отдавая должное мастерству участников квинтета, "первачи" не желали связываться с коллективом в виду явной некоммерческой направленности музыки. Однако время расставило все по местам, и ныне оба релиза Yezda Urfa признаны классикой американского прогрессив-рока. Ну, а теперь перейдем к "Boris".
Отталкиваясь от традиций пасторального британского фолк-арта, менестрельских напевов и гитарно-клавишных гармоний, присущих, в частности, Yes, пятерка из Иллинойса в итоге добилась собственного оригинального звучания, на начальных порах характеризуемого обилием акустических красок. Скажем, 11-минутная пьеса "Boris And His 3 Verses, Including Flow Guides Aren't My Bag" открывается фольклорно-театрализованным певческим диалогом сугубо англоманского плана. А уж покончив с вводной частью, ансамблисты пускаются в сложный, красивый и технически безупречный симфо-рок, мало нуждающийся в текстовом обрамлении. Виртуозная отделка всех звеньев конструкции красноречиво свидетельствует: перед нами команда из высшего прог-дивизиона, совсем немногим уступающая грандам. Своеобразие местечкового кантри-колорита искусно подчеркивается в инструментальном кунштюке "Texas Armadillo", отмеченном феерической игрой гитариста Марка Типпинса на банджо и не менее изобретательными пассажами на мандолине от клавишника Фила Кимброуга. Еще один бессловесный номер "3, Almost 4,6 Yea" дарит каждому всезнайке-меломану ощущение сопричастности к наипотрясающему акту искусства, в коем затейливым образом сводятся вместе "йесовские" артовые кружева; псевдо-средневековые наигрыши на деревянных духовых, автоматически заставляющие вспомнить чудодеев из формации Gryphon; тончайшие необарочные линии + плотная синтезаторная оркестровка. Эпический опус "To-Ta in the Moya" базируется на здоровом сочетании пафоса с атмосферными эпизодами и непременном обращении к наследию эпохи Ренессанса; общий же настрой данной вещи таков, что невольно напрашиваются отдельные аналогии с диском "Death's Crown" других заштатных умельцев - Happy The Man (хотя в сопоставлении с последними Yezda Urfa выглядят значительно солиднее). Объемная фреска "Three Tons of Fresh Thyroid Glands" содержит массу зажигательных флейтовых соло (на радость почитателям Jethro Tull), классные "муговые" переливы и роскошную вокальную эквилибристику. Дополняет картину бонус-трек "The Basis of Dubenglazy While Dirk Does the Dance" образца 1976-го года, по степени закрученности сравнимый разве что с лучшими произведениями Gentle Giant.
Резюмирую: шедевральное собрание исполнений, способное украсить любую серьезную прог-коллекцию. Настоятельно рекомендую.

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

Группа с дивной музыкой и печальной судьбой. Тем, кому это простое легкозапоминающееся название пока незнакомо, вслед за Сергеем, настоятельно рекомендую.
Марк

P.S. У себя в коллекции держу второй альбом "Sacred Baboon" который посчитал более интересным, но и достоинства первого неоспоримы.

Al комментирует...

Марк пишет:
>Группа с дивной музыкой….

Определённо это так!
Скачал, начал слушать присев в кресло и смог встать только тогда, когда затихла музыка последнего трека. Для меня не часто такое бывает.
Есть музыкальные коллективы, которым с первого аккорда в альбоме веришь сразу. Так вот, группа Yezda Urfa принадлежит к одному из них(ИМХО). Честная, прямая с потрясающей энергетикой, эстетически правильная музыка. На самом деле, чувствуется влияние YES и декадентская GENTLE GIANT с их утончённо-усложнённым мироощущением современного Homosapiens. Так что почитатели творчества Франсуа Рабле, в особенности его Гаргантюа и Пантагрюэля, так же не проходите мимо. )))

Марк пишет:
> …и печальной судьбой
Эх - хе-хе. Что ж, проза жизни, увы. Но многие прогрессивные коллективы кончили гораздо печальнее в лице почитателей настоящей музыки, изменив своим творческим принципам и пагнаввшись за баблосами. Легендарные Genesis тому пример. Эти же пошли до конца с присущим им максимализмом.
М-да. Воробьи летают стаями, одинокими – орлы.

Марк пишет:
У себя в коллекции держу второй альбом "Sacred Baboon" который посчитал более интересным…
Угу, охотно верю. Пойду лушать "Священного бабуина"

Спасибо, Сергей!

Анонимный комментирует...

Всегда сложно говорить о музыке Слушаю эти ЖЕМЧУЖИНЫ Арт Рока уже давно и каждый раз приводят в восторг Классика жанра Спасибо Сергей

Сергей "Sagael" Уваров комментирует...

На здоровье. Это, действительно, "сливки" прогрессива, без которых его история была бы неполноценной. Что касается "Sacred Baboon", слушал пластинку очень давно. И насколько помню, там были весьма сильны переклички с Gentle Giant. Впрочем, могу и ошибаться, слишком много времени прошло с той поры...

Анонимный комментирует...

Да переклички и небольшие отголоски есть но это как мне кажется сделано музыкантами не специально А может быть и дань уважения таким образом хотели отдать Гигантам На мой взгляд ничего крамольного в этом не нахожу Альбомы у ребят получились очень самобытные и музыкальные одним словом от сердца и души классика жанра на долгие года Если бы еще молодежь в такую музыку проникала меньше было бы агрессии равнодушия цинизма но это все мечты Еще раз спасибо за благородный труд