21 нояб. 2011 г.

Univers Zero "Clivages" (2010)

Переход к возрастным ролям у артистов выражается по-разному. В случае Univers Zero можно констатировать: они подобрели. Любители Лавкрафта и Стравинского, некогда пугавшие аудиторию гнетущей атмосферой навороченных звуковых кошмаров, ныне предпочитают творить музыку хоть и не "плюшевую", но вполне приемлемую для среднего меломанского уха. И не важно, годы ли дают о себе знать или тесное общение с талантливым "молодняком" (вроде тех же Aranis) действует соответствующим образом. Главное, что современное лицо UZ в корне отлично от облика прошлого.
Девятый по счету студийный альбом брюссельского октета озаглавлен весьма двусмысленно. "Clivages" в переводе с французского означает "раскол". И добро бы, если это лишь иллюстрация к рисунку с обложки (статуя с отбитой головой). Но как знать, быть может, расчетливые бельгийцы таким образом намекнули на гипотетический разрыв со старыми фэнами, ждущими от ансамбля стилевой стабильности? В любом случае команда проявила изрядную смелость, наметив серьезное изменение курса. Вероятно, многие восприняли подобный шаг как чистой воды ренегатство. Однако с моей точки зрения, жанристские маневры UZ свидетельствуют о достижении зрелости. И с этим нельзя не считаться.
Экс-лидер проекта, ударник Даниэль Дэни, ранее практически единолично отвечавший за создание репертуара, ныне делит авторские функции с не на шутку активизировавшимся духовиком Мишелем Беркманом, гитаристом/перкуссионистом Энди Кирком и кларнетистом/саксофонистом Куртом Буде. И оный коллективный разум затейливо раскрывается в таящей немало сюрпризов работе.
Интро "Les Kobolds" - прямая демонстрация особенностей нового мелодического языка UZ. Потеснились былые темные флюиды, мрачные диссонансы и прочие антигуманные материи, отворив пошире двери позитивному, ритмичному и насыщенному chamber prog'у, по звучанию похожему на умозрительный совместный джем Ларса Холльмера с Жан-Филиппом Гудэ. В эпической 12-минутной поэме "Warrior", написанной Энди Кирком, хоть и проклевывается пунктирная линия на возрождение традиций "риошного" авангарда, степень восприятия событийного ряда все же иная. Интригующая зловещим налетом электрическая оркестровая месса - пожалуй, так. Структуры этюда "Vacillements" лежат в области академической камерной музыки: фагот, гобой, кларнет, скрипка... никакого рока. Все чинно, благородно и крайне изящно. Аморфные клавишно-нойзовые игры Пьера Шевалье составляют содержание саундскейпа "Earth Scream". Но и в нем на переднем плане проступает не первородный ужас опоясанной огненной магмой планеты, а, скорее, преемственность атональных тенденций "нововенцев" вкупе с отголосками ранних электронных экспериментов А. Шнитке и Э. Денисова. Филармонические прогрессии заполняют пространство размашисто оформленного номера "Soubresauts", тогда как слияние классицистических партий с джазовыми фортепианными поползновениями в "Apesanteur" выдержано в манере воображаемого саундтрека. Хитроумная камерная пьеса "Three Days" косвенно отсылает нас к наследию Игоря Стравинского (вот уж поистине вечный источник вдохновения для маэстро Беркманса!). Зато в 14-минутном опусе "Straight Edge" Univers Zero показывают "зубки", выдавая отменный сет, замешанный на чопорности, драйве и бестелесном соническом сумраке. Оставшиеся композиции ("Retour de Foire", "Les Cercles d'Horus") добровольно и с достоинством несут на себе печать академизма, как незримую сигнатуру, утверждающую принадлежность бельгийской формации к касте избранных...
Резюмирую: крайне удачная высокохудожественная панорама от ветеранов европейского авангардного цеха. Советую ознакомиться.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Мне тоже понравилось. В этом альбоме они на удивление мелодичны. ) Станислав

Анонимный комментирует...

Хороший термин: Филармонический прогрессив.
блестящая работа. рад за "повзраслевших" ветеранов. более чем достойный альбом.
Марк.

Avicenna комментирует...

Однозначно не пошло. Ни мне, ни Любимой. Она долго не могла поверить, что это не шутка. Убедила только сила Вашего авторитета. Самая легкая ее рецензия звучала так: "репортаж из сумасшедшего дома". И я соглашусь, пожалуй. На голову не налазит! Пойду-ка еще раз переслушаю SBB.

Сергей "Sagael" Уваров комментирует...

Ну, ребята, вы даете! Это же UZ - фактически отцы бельгийского авангарда. Здесь необходим совершенно особый настрой на музыку и определенная тематическая подготовленность. Творчество Univers Zero - вселенная иного рода, сопоставления с привычными симфо-проговыми структурами тут просто не пройдут. И если уж Вы этот альбом восприняли как "репортаж из сумасшедшего дома", то представляю, какими бы эпитетами были бы награждены опусы UZ 1970-80-х с их овеществленными кошмарами, хаосом и мраком...