8 нояб. 2011 г.

Opeth "Heritage" (2011)

Некогда один из роликов NBA сопровождался титрами: "Они - боги своей игры..." И это полностью соотносится с нынешним статусом пятерки из Гетеборга. Имя Opeth - на устах стотысячной армии поклонников. Люди вправе ожидать от богов чуда. Что до демиургов - главной их задачей остается одно: не разочаровывать (noblesse, как говорится, oblige). До недавних пор ребятам Микаэля Окерфельдта оно удавалось в высшей степени превосходно. Тактические схемы шведов в подавляющем большинстве случаев целиком оправдывали себя. Однако ситуация с юбилейным, десятым по счету студийным альбомом Opeth породила вереницу вопросов, непосредственно касающихся структуры материала. Отдельные старые фэны группы и вовсе подняли хай, обвинив кумиров в отступничестве от собственноручно возведенных идеалов. Что ж, понять их можно. Ведь бывшие "дэтстеры" фактически отмахнулись от привычных гроулинг-игрищ и окончательно перешли под крыло прогрессив-рока. К слову, надежда на подобный исход теплилась у арт-меломанов со времен чистопородного диска "Damnation". Стало быть, свершилось...
Единственный трек на пластинке, обладающий стилистической выдержанностью, - заглавный этюд "Heritage". Меланхоличная зарисовка исполнена на рояле специально приглашенным Иоакимом Свальбергом. Красиво, образно и без претензий. А дальше... дальше начинаются сложности. Cтолкнувшись с пьесой "The Devil's Orchard", я невольно подумал: негоже искушенному композитору Микаэлю так растекаться мыслью по древу. И лишь со второго захода осознал всю поспешность выводов. Слоистая архитектоника номера затейливо преображается на глазах. Сперва жесткое интро, пронизанное дисторшированными риффами в духе Роберта Фриппа периода "Red" и бурливым тембром органа "Hammond B3". Потом перкуссионно-клавишные психоделизмы в условной манере семидесятых. А ближе к финалу все это густо перемешивается, и уже не разберешь, где тут что... "I Feel the Dark" - очередная обманка для наивной жертвы: вашу бдительность тихонечко усыпляют при помощи акустико-меллотроновых деликатесов, но из темной мерцающей бездны периодически поднимаются на поверхность тревожные флюиды в виде колючих электрогитарных аккордов, детонирующих в унисон с ритм-секцией. Яростный забойный хард-рок "Slither" звучит так, словно сочинен под влиянием "Gates of Babylon" незабвенных Rainbow; по крайней мере, сравнения напрашиваются сами собой. "Nepenthe" вполне заслуживает звания наиболее аморфной из представленных позиций; есть в ней некий неявный шарм, ощущение клубящегося над водой тумана... Фирменные Opeth'овские черты прорезаются в инструментальных маневрах "Häxprocess": акустические арпеджио, аналоговое клавишное половодье, едва заметные тональные паузы, проникновенный вокал Окерфельдта + астрально-блюзовое соло под занавес. Откровением для вашего покорного слуги явился 8-минутный опус "Famine", ибо в качестве гостя тут выступает ветеран сцены, седовласый мэтр Бьорн Джейсон Линд (аплодисменты). И его флейта органично вписалась в непростую по кондициям ткань комплексного, насыщенного деталями эпоса. В произведении под названием "Folklore" и впрямь задействованы корневые скандинавские мотивы, что наполовину придает данной вещи незначительное сходство с творениями культовой команды Kebnekaise; впрочем, оставшаяся ее часть решена в суровом авторском варианте, правда, без особой брутальности. Завершением же служит бессловесная элегия "Marrow of the Earth", замечательная атмосферой ускользающей сказочности...
Резюмирую: на мой взгляд, взятый парнями курс на деметаллизацию саунда можно только приветствовать. Конечно, "Heritage", как звену переходному, не хватает конкретики и определенной "мускулистости". Но в целом этот художественно-культурный акт достоин внимания публики.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Вообще-то, Opeth для меня слишком металлические. Но раз пошёл у них курс на "деметаллизацию", то можно опробовать... Станислав

Сергей "Sagael" Уваров комментирует...

Попробуйте, Станислав. А вдруг понравится? Я тут натыкался на отзывы "ортодоксальных" арт-рокеров, совершенно одуревших от радости и вопящих, что альбом - шедевр. С последним утверждением в корне не согласен, но диск получился хороший.

Авиценна комментирует...

Быть может и не шедевр. Но именно благодаря ему я окончательно примирился с Любимой по поводу восприятия творчества Opeth. Меня привлекает в нем упадочнический, прямо таки суицидальный, мелодизм Damnation. Ее уносит от более тяжелых гроуловых альбомов, типа Ghost Reveries или Deliverance. И вот, наконец-то, мир в семье восстановлен! В меру тяжелый, очень мелодичный и не монотонный альбом.

Сергей "Sagael" Уваров комментирует...

Я всегда знал, что музыка способна примирять людей. И вот реальное подтверждение :)
"Heritage" не из тех пластинок, что способны захватывать сразу и целиком. Мне кажется, истинный вкус этой работы постигается после второго-третьего прослушивания. Мелодика, в отличие от "Damnation", тут скорее завуалированная. По крайней мере, по памяти под нос не напоешь. Но оно лишь добавляет интриги повествованию...