11 сент. 2011 г.

Peter Bryngelsson "Wunderbaum" (2011)

В шведском языке заимствованный у немцев термин "wunderbaum" обладает двойным смыслом. Его прямым русским аналогом будет "чудо-дерево", увековеченное в детской литературе К.И. Чуковским. Однако этим же словом обозначается освежитель воздуха для автомобильного салона в виде пластиковой ёлки. По счастью, со вторым из определений новый альбом Петера Брюнгельссона не имеет ничего общего. Лидер культовой формации Ragnarök, мастермайнд легендарных проектов Triangulus и Urban Turban, как всякий опытный рок-садовник, умеет возделывать нестандартные культурные гибриды музыкальной флоры. Его нынешний сольный диск вырос из желания записать гитарную программу в духе Питера Грина (Fleetwood Mac), помноженную на реминисценции из дебютной пластинки старых добрых Ragnarök. Однако получившийся результат оказался кондиционно близок все-таки не начальному лонгплею шведов, а самому зрелому их творению - "Path" (2008), что, согласитесь, тоже неплохо. Будучи отъявленным многостаночником, Брюнгельссон использовал в собственном арсенале не только гитары, но и бас, клавишные, флейту, банджо, кумбуз, бузуки, вистлы, перкуссию и прочие причиндалы. За ударные отвечали давние друзья Петера - Микаэль Своневик и Пелле Хенрикссон. С контрабасистом Бобби Рингстрёмом нашего героя связывают десять лет совместной работы, приглашенный же струнный дуэт составили Пелле Хальварссон (виолончель) и Йонна Санделл (скрипка), известные у себя на родине в качестве театральных композиторов. Помимо них в процессе поучаствовали аккордеонист Магнус Линд и трое духовиков.
Всецело инструментальный альбом представляет собой четырнадцать непродолжительных треков весьма необычного свойства. От вводного ракурса "Root Condition", решенного в традициях неопсиходелического эмбиент-рока и отчасти воскрешающего в памяти поздние мотивы питерцев "Сезон Дождей", Брюнгельссон движется в сторону мелодичного блюз-арта с фолковым подтекстом ("Ballad of a Tree", "Aspiring Seeds", "Birdsnest", "Greenbaum (On the Other Side of the Wood)", "Crown Reaching"), попутно рисуя туманные пасторали ("Flageollettos in the Air") и не забывая про отчетливо скандинавские меланхолично-медленные вальсы ("Under the Branches"). Воспеванию пейзажных северных красот отведено место в тематической связке "Nightride"/"Windyleafs", а для любителей чего-то более "острого" в числе произведений заявлены событийно щедрый этюд "Fish in the Pond" и несколько авангардная зарисовка "Lumberjack", берущая истоки в пьесах все тех же Ragnarök периода "Fata Morgana" (1981). Под занавес маэстро играет с настроениями, запуская в оборот то пространный саундскейп "Chain Saw Care", то вдруг оживляя действо плясовой "Heart Carved in the Wood", целенаправленно завершающейся атмосферной галереей отзвуков (плеск воды, шум тронутых ветром древесных крон, наконец, человеческие шаги и мнимое запирание воображаемой двери).
К настоящему материалу добавлены шесть бонусов из архивов Петера, запечатленных им в 1983 г. в компании с клавишниками Даном Юнсоном и Ларсом Лильегреном. Данное собрание исполнений увидело свет в 1985 году на EP-кассете "Vinterhjärta", но в формате CD издается впервые. Некоторые из вещей впоследствии были включены в содержимое LP "Reliques" коллектива Triangulus, впрочем, сей факт нисколько не принижает их самоценности.
Резюмирую: великолепный арт-вояж в страну заповедных грез шведского чародея Петера Брюнгельссона. Наслаждайтесь.

4 комментария:

kingbee комментирует...

Вот когда я его послушал, наконец-то... В целом, добротная, но малость затянутая программа. Хотя кое-что очень и очень здорово. Спасибо в который уже раз, Сергей.

Сергей Уваров комментирует...

Пожалуйста. Мне лично импонирует сам факт: дядька Петер после долгого молчания сподобился выпустить альбом. А учитывая давнюю любовь к Ragnarok и нескрываемую симпатию к Triangulus и Urban Turban, такие вещи по определению должны радовать :)

Влад Василь комментирует...

Не согласен с тем, что затянуто. Я бы еще продлил этот праздник! Великолепнейшая вещь! Гитара мастера. Мне напомнило некоторые альбомы Фриппа. А вот Любимая сказала, что это близко с Alamaailman Vasarat. Немного удивлен. Но, возможно, ей виднее. Она в нашей семье профессиональный музыкант.

Сергей Уваров комментирует...

Гм... Вот уж не подумал бы, что Брюнгельссон чем-то может походить на Vasarat (разве что неуемной тягой к экспериментам). А в целом согласен с отзывом, превосходная работа корифея нордической сцены.