16 сент. 2011 г.

Pazop "Psychillis of a Lunatic Genius" (1972/1973)

Бельгийцы понимают толк в музыке. Чисто теоретически, маленький гордый народец мог бы служить неплохим культурным камертоном для остальной Европы. Но они предпочитают вариться "в собственном соку", бережно охраняя наследие предков, лишь временами подпуская чужестранцев к внутренним вечным ценностям...
Брюссельская формация Pazop - одна из легенд регионального прогрессив-рока. Эта сборная талантов образовалась благодаря усилиям нескольких авторитетных артистов. Скрипач польского происхождения Ян Якуб Шепаньски по прозвищу "Куба" - консерваторски подкованный исполнитель, приложивший руку к деятельности популярного барокко-поп ансамбля Wallace Collection. Флейтист/вокалист Дирк Богарт, органист Франк Вуйтс и ударник Джеки Мауэр пожаловали прямиком из арт-команды Waterloo. Что касается басиста Патрика Конью, то его пристанищем до Pazop являлась фьюжн-бригада кентерберийского направления под названием Arkham (здесь же, кстати, начинал будущий отец-основатель Univers Zero Даниэль Дени). В случае наших героев сошлось множество факторов, однако главнейшим из них следует считать искрометную фантазию, помноженную на солидный творческий потенциал собравшихся. Что в итоге нашло выражение в материале "Psychillis of a Lunatic Genius" - едва ли не ключевой пластинке бельгийской раннепрогрессивной сцены.
Составившие содержание лонгплея шестнадцать позиций условно делятся на две части. Треки с 1-го по 8-й записывались в июльскую сессию 1972-го года во французской Herouville Studio. Оставшаяся половина фиксировалась на пленку годом позже в бельгийской студии Start. Впрочем, на целостности программы обстоятельство это никак не сказалось. Авторский дуэт Богарт-Вуйтс при скромном вмешательстве Шепаньски гениально синтезировал в общей многоуровневой панораме стилистические находки различных весовых категорий. Порожденные ритм-н-блюзом мелодические прото-проговые текстуры на поверку оказываются способны бесконфликтно принять в себя как утяжеленные хард-риффы (и это при полном отсутствии гитары!), так и приемы из области академического камерного авангарда (слушаем искрометную "Harlequin of Love"). Напевная псевдо-эстрадная классика с завидной естественностью обрастает джазовыми аккордами и увенчивается крутолобым напористым прогрессивом ("Crying for Disaster's Hand"). Даже пафосная героическая поза вокалирующего флейтиста Богарта в "Swaying Fire" вызывает не отторжение, но, напротив, исключительно положительные эмоции; благо, природный вкус и затейливое полифоническое мышление ребят способствуют отличному усвоению пьесы. По ходу действия встречаются вещи китчевого плана (например, бравурная "Freedom Dance", чья мнимая несерьезность искусно маскирует достаточно сложную игровую схему, замешанную на авант-фьюжн структурах; заппообразная "Bami, Lychee, Si", в коей потешная скороговорка италоязычного персонажа под занавес возводится в дебиловатую мантру, издевательски скандируемую хором; или не менее забавная кричалка "In the Army (Devil Likes Smoke)", напоминающая разом излюбленные холльмеровские "приколы" в рядах Samla Mammas Manna, а также отдельные перлы из концепта "Mr. Mick" англичан Stackridge). Отменно хороши сугубо инструментальные эпизоды ("Mirela", "M.M.M." и др.), ясно раскрывающие недюжинное мастерство квинтета. Да и в целом релиз производит впечатление яркое и нестандартное, сравнимое с эффектом от употребления доброкачественного вина сорокалетней выдержки.
Резюмирую: на диво привлекательный художественный акт, подлинная находка для меломана-интеллектуала. Рекомендую.

Комментариев нет: