22 сент. 2011 г.

David Cross & Andrew Keeling "English Sun" (2009)

"Electric chamber music" - значится в серийном подзаголовке релиза. Святая правда. Действительно, электрическая и камерная. И очень английская по своей сути музыка. Произвели же ее на свет два совершенно уникальных артиста. Имя Дэвида Кросса у поклонников прогрессивного рока в основном ассоциируется с King Crimson, в составе которых этот немногословный британец работал над знаковыми пластинками первой половины семидесятых. Однако в дальнейшем маэстро весьма преуспел на сольном поприще. Что касается Эндрю Киллинга, то его биография пестрит крутыми изгибами и невообразимыми кульбитами. Когда-то бывший церковный певчий не на шутку увлекся рок-жанром, следствием чего стало активное участие Эндрю в веренице различных ансамблей. По прошествии энного количества лет мистер Киллинг вырос в матерого мультиинструменталиста, питающего особое пристрастие к флейте. Ну а с конца восьмидесятых интеллектуал-многостаночник заделался композитором и начал писать не только себя, но и для других. Кстати говоря, путеводной звездой для Эндрю с юности служило творчество Кримзон, коих он боготворил. Кропотливое изучение наследия Червонного Короля ознаменовалось выпуском тематических книжных сборников "A Musical Guide to King Crimson", составленных Киллингом в соавторстве с Марком Грэмом. В общем, можно сказать, что встреча с Дэвидом Кроссом была уготована для Эндрю свыше...
Звучание "English Sun" базируется на сочетании изысканных флейтовых пассажей с не менее выразительными партиями электроскрипки. В качестве дополнительного девайса используются синтезаторы и эпизодические вкрапления электрогитары (ответственный за них - Эндрю Киллинг). Ритм-секция, а равно и вокальные моменты отсутствуют напрочь. Что по-своему замечательно, ибо заявленные в программе девять пьес не нуждаются в лишнем орнаментировании. Стилистический спектр у каждого из треков свой собственный. Так, атмосферный вступительный этюд "Half Light" обладает практически нью-эйджевой невесомостью и одномоментно несет на себе печать канувшей в Лету эпохи Ренессанса. В авангардной размытости chamber ambient фрески "Moth" сквозят напряженные нотки, косвенно указывающие на драматический подтекст ситуации. Необарочная симфониетта "Dido" по-хорошему консервативна и преисполнена подлинного, непоказушного благородства черт. Замысловатая структура композиции "Sun and Moon" свидетельствует о глубоком знании канонов актуальной музыкальной классики; в то же время присутствует в ее событийных схемах нечто, родственное новаторским опусам И.Ф. Стравинского. Элегическое настроение зарисовки "Lamentoso" наверняка порадует любителей меланхоличных тенденций в арт-роке; да и альянс минималистичных пиано-аккордов с фуззовыми скрипичными соло, чуть подштрихованными гитарой, заставляет вспомнить кое-какие эксперименты Роберта Фриппа. К разряду саундскейпов можно отнести натурфилософский кунштюк "Clear Sky", построенный на умелой имитации всяческих природно-животных шумов. Наслоения лупов и эхо-эффектов образуют причудливый и весьма оригинальный по языку авант-менуэт "Shiny Head". Другая пространная вещица, "High Scree", также тяготеет к неспешности, помноженной на умозрительную интригу в сюжете. Двенадцатиминутный финал "Soldier Poet" - мастерская импровизация в классицистическом ключе, усиленная электронными каденциями.
Резюмирую: удивительный, странный и привлекательный альбом, порожденный коллективной фантазией двух неординарных художников. Советую ознакомиться.

2 комментария:

Влад Василь комментирует...

Мне понравилось. Очень расслабляющее действие. Даже там, где отсутствует выраженная мелодия. Создается некий образ. Настроение. Умиротворяющая музыка. Хотя Любимая (академический музыкант) высказалась в том смысле, что это "просто набор звуков". А мне все равно нравится!

Сергей 'Sagael' Уваров комментирует...

Возможно, для классического музыканта это и впрямь "набор звуков". Но тут надо различать суть подхода. Кросс и Килинг не цепляются за мелодическую конкретику. Для них основная задача - воссоздание определенной атмосферы. И тут ребята вполне добиваются своего камерными средствами. Работа своеобразная, однако очень и очень достойная.