1 июл. 2011 г.

Fireballet "Night on Bald Mountain" [plus 7 bonus tracks] (1975)

Любовь к классике - не самое частое явление для рок-групп из Соединенных Штатов. Однако и в этой многослойной среде порой встречаются уникумы. Герои данного обзора - эстетствующий квинтет из Северного Джерси под названием Fireballet. Вообразив себя прямыми наследниками громкой славы легенд британского прогрессива (ELP, Gentle Giant, Rick Wakeman), нахальные молодые люди принялись усердно атаковать демо-пленками духовика Йена Макдональда, одного из родоначальников King Crimson. Проникшись творческими опытами ребят, мэтр согласился спродюсировать их дебютный LP, а также внести в альбом свою музыкальную лепту. Плодом совместных профессиональных усилий стал уверенный и мощный релиз, решенный в симфоническом арт-ключе. "Темные лошадки" Fireballet сумели заявить о себе на удивление ярко, что называется, в лучших традициях. Только вот - в чьих именно - вопрос, требующий прояснения.
Поскольку состав единовременно располагал двумя мастерами клавишных дел (Брайан Хауи - ответственный за органную часть; Фрэнк Петто - фортепиано, электропиано, ARP 2600, меллотрон, струнный синтезатор, цифровой секвенсор Oberheim DS-2), полифонические структуры пластинки отличаются сбалансированностью и предельно выверенными оркестровыми гармониями. В основе масштабного десятиминутного вступления "Les Cathédrales" лежит парадоксальная саунд-амальгама: сперва слушателя потчуют деликатными симфо-проговыми пассажами неопределенной географической принадлежности; затем обдают до боли узнаваемыми аккордами хитовой "Theme One" Джорджа Мартина, но в аранжировке, приближенной к варианту Van der Graaf Generator (не случайно маэстро Макдональд счел нужным использовать в канве произведения альт-саксофон - явный респект Дэвиду Джексону); после наступает черед изощренной музыкальной драматургии, буквально заимствованной у Genesis (лид-вокалист/ударник Джим Комо удачно подстраивается под голосовой тембр Питера Гэбриэла); а к завершению трека "зажигательный американский балет" выдает нечто более или менее оригинальное, правда, в гитарных партиях Ричи Кланды чувствуется влияние Стива Хау (Yes). Неоклассический опус "Centurion" содержит небольшой певческий сегмент в духе Питера Хэммилла, тогда как инструментальное его наполнение инспировано атмосферой боевого задористого средневековья. В эту же линейку плавно укладывается номер "Fireballet", зато выразительная элегия "Atmospheres" по своей рефлексивно-философской природе вполне соотносима с отдельными главами генезисовского "Агнца". Наконец, главное блюдо программы - "Ночь на Лысой горе" (ну-ка хором - имя автора!) в прочтении разудалой пятерки пропиталось элементами джаза + украсилось своеобразными лирическими отступлениями; в любом случае, вышло очень недурно.
В бонусы составители определили полностью второй диск Fireballet ("Two too...", 1976 г.). С жанровой точки зрения это все тот же игровой прогрессив, с небезынтересным развитием ряда вещей, однако по энному количеству пунктов не дотягивающий до привлекательной целостности предшественника.
Резюмирую: невзирая на обилие рассеянных по палитре цитат, я искренне рекомендую данную работу поклонникам эпического симфоник-арт-рока. Готов поручиться, что сюжетные коллизии лонгплея доставят вам массу приятных впечатлений. Наслаждайтесь, господа-меломаны!

4 комментария:

DevilDoll комментирует...

один из любимых альбомов из детства; спасибо, скачал - переслушиваю. Ну и классная обработка Модеста нашего Петровича.

Сергей "Sagael" Уваров комментирует...

И Вам спасибо за отзыв. Остается лишь порадоваться, что Вы уже в детстве пришли к этой изумительной музыке.
С уважением,
С.

VaTAga комментирует...

Благодарю! Беру послушать. С этим альбомом, да и с коллективом, я не знаком...

Сергей "Sagael" Уваров комментирует...

Думаю, Вам понравится. Дух симфо-прога 1970-х на этом альбоме ощущается в полной мере.