29 мая 2011 г.

Gösta Berlings Saga "Tid Är Ljud" (2006)

Ретро-настроения в скандинавском прогрессив-роке традиционно сильны. Тут, конечно, особо выделяются шведы, за последнюю двадцатилетку буквально наводнившие мир превосходными релизами, охватывающими широчайший арт-спектр. А самое поразительное, что процесс появления "vintage rock" агрегатов, похоже, не думает идти на убыль. Вот и героев данного обзора можно с чистой совестью причислить к разряду музыкальных неоконсерваторов. Дамы и господа, представляю вашему вниманию инструментальный квартет из Стокгольма Gösta Berlings Saga. Своим названием коллектив обязан книге "Сага об Иёсте Берлинге" знаменитой писательницы Сельмы Лагерлёф (1858-1940), известной русскому читателю в основном по дивной сказочной повести о путешествиях Нильса с дикими гусями. Романтический посыл литературной классики в определенной степени оказался созвучен чаяниям четверки молодых людей. По крайней мере, их дебютная пластинка "Tid Är Ljud" пронизана подлинно ностальгическим чувством... Откровенно говоря, раскладывать композиции первенца Gösta Berlings Saga на составляющие - штука мучительная и во многом неблагодарная. Да и ненужная по большому счету вовсе. Творчество ребят следует рассматривать как своеобразный респект славным титанам нордической сцены не только семидесятых, но и девяностых. Älgarnas Trägård, Blåkulla, Kebnekajse, Lotus, Trettioåriga Kriget, равно как Änglagård и Anekdoten обнаруживают свое влияние в различных эпизодах всех без исключения треков, заявленных в программе. Отсюда многослойность палитры + удивительно теплая атмосфера, услаждающая характерными тембрами слух меломана, более или менее знакомого с прошлым шведского прог-рока. Соединение психоделических саунд-"космизмов" с напористыми игровыми пассажами (отличная работа ударника Александера Скеппа и басиста Габриэля Херманссона) придает пикантность вступительному номеру "Helgamarktz". "Syrenernas Sång" с ее причудливой органно-гитарной связкой и вкраплениями звуковых эффектов развивается по законам болеро, лишенного, впрочем, всякого намека на симфонические корни. Отменно исполнены переходы от бодрого напускного мажора к лирико-меланхоличной меллотроново-скрипичной созерцательности в канве пьесы "Aniarasviten" (кстати, партии меллотрона Скепп в содружестве с клавишником Давидом Люндбергом записывали на репетиционной базе Anekdoten под руководством опытнейшего Никласа Баркера; что до струнных, то за них ответственны миловидные девушки Анна Таппер и Каталина Лангборн). В драйвовом этюде "Ljud Från Stan" проглядывают истоки северного прото-фьюжн-прога (ритм-н-блюзовые интонации, скрепленные с массированной джаз-рок подачей); настоящий бенефис гитарреро Матиаса Даниэльссона. Десятиминутная "Tog Du Med Dig Naturen?" - вывернутый наизнанку спейс-рок с едва заметной примесью фолка. Ветвящаяся структура "Knölsvanen" напоминает экспериментальный гибрид без ярко выраженных наследственных свойств (хотя в отдельных "цирковых" приемах угадываются черты Samla Mammas Manna). Наконец, замыкающая зарисовка "Svarta Hål Och Elljusspår" дарит нам еще один безумный коллаж на тему хард-н-арта, скрещенного с пасторальной психоделией, изящно поддерживаемой за счет специально приглашенного флейтиста Тобиаса Вальштедта... Подытожим: во многих отношениях неординарный альбом, намеренно утверждающий, что все новое - хорошо забытое старое. Рекомендую.

3 комментария:

Сергей комментирует...

замечательная группа, правда я сначала прослушал "Detta har hant" 2009 ;)

Анонимный комментирует...

Удивительное дело. В заглавной композиции явно слышится мелодия "Валенки, валенки" :) А диск действительно замечательный, спасибо.
Влади

Сергей Уваров комментирует...

Гм... Никогда бы не подумал. Спасибо за замечание. Надо будет переслушать на досуге.