30 янв. 2011 г.

Continuum "Continuum" (1970)

Камерный квартет Continuum появился на свет благодаря стараниям многостаночника Йоэля Шварца. Будучи профессиональным художником, этот венгерский артист во второй половине шестидесятых колесил по старушке Европе со своими графическими выставками. В 1967 маэстро Шварц затеял акустический дуэт с чешским гитаристом Яном, привлекший внимание посетителей одного из амстердамских клубов. Однако творческой идиллии довольно быстро настал конец. Йоэля тянуло в "свингующий" Лондон, тогда как его напарник не желал оставлять насиженное голландское местечко. В британской столице неугомонный мадьяр встретил новых единомышленников. И вскоре мир пополнился оригинальным инструментальным бэндом под названием Continuum в составе: Йоэль Шварц (классическая гитара, флейта, рекордер, гармоника), Джон Уоррен (классическая гитара), Майк Харт (контрабас), Дик Уайлдмен (ударные, перкуссия). В основу репертуара четверки легли композиции И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, пропущенные сквозь "неортодоксальное" видение музыки барокко.
Дебютный лонгплей Continuum выразил любовь участников ансамбля не только к симфоническому наследию корифеев прошлого, но и явственно обозначил их джазовые наклонности. Полистилистическое мышление Йоэля сыграло весомую роль в процессе переработки инвенций дражайшего Иоганна Себастьяна. Как следствие, канонические сочинения германского исполина приобрели пограничный характер. Так, интроспективная пьеса "Invention" открывается традиционными, исполненными нота в ноту гитарными партиями на рассыпчатом перкуссионном фоне. Но на третьей минуте действа происходит смена приоритетов, начинается коллективная импровизация на заданную тему. Ведущим инструментом делается флейта, а басист, ударник и гитарист выполняют функции ритм-поддержки. Бахианская "Allemande" на поверку выходит вполне пригодной для мезальянса с двенадцатитактовым блюзом, да и генделевское "Allegro", как выясняется, без проблем можно сплавить с ходульными фьюжн-стандартами. Вершиной "изящного издевательства" выглядит "Bouree", заимствованное из коллекции "английских сюит" периода 1725 г.: при всем пиетете к автору без джазового вмешательства не обошлось и тут. Вторую сторону пластинки занимает масштабное пятичастное полотно "Legend of Childe Harold", написанное другом Йоэля, Ричардом Хартли. Для воплощения концептуального концерта, инспирированного поэмой лорда Байрона, к процессу привлекли струнную группу Olympus Strings. И надо сказать, эта обширная звуковая инсталляция - наиболее впечатляющий сегмент альбома, отмеченный разноплановостью гармоний - от сугубо академических структур и цыганских наигрышей до затяжных перекличек ударных-баса, оркестрового монотематизма и свободных музыкальных форм авангардно-психоделического свойства.
Резюмирую: необычный саунд-эксперимент, разительно отличающийся от подавляющего большинства рок-актов того времени. Советую ознакомиться.