Alex de Grassi "A Windham Hill Retrospective" (1992)

Художник звука - явление редкое. И заполучить такого артиста в число постоянных клиентов - несомненная удача для любого лейбла. Шефам американской фирмы грамзаписи Windham Hill Records подобное хорошо известно. Здесь всегда ценили импрессионистов от музыки. Так что Алекс де Грасси в особом фаворе у руководства компании. Акустический гитарист-виртуоз, он с конца семидесятых радует слушателей своими инструментальными пьесами, отмеченными печатью одухотворенного волшебства. При этом сам маэстро признает, что его успешно развивающаяся музыкальная карьера - результат не только труда и таланта, но и в какой-то мере везения, ибо по окончании университета молодого человека ждала должность школьного учителя географии. Однако получилось иначе, и Алекс искренне благодарен судьбе за столь чудесный жизненный поворот.
Данная подборка из шестнадцати треков позволяет в полной мере насладиться как превосходной игрой де Грасси, так и его удивительным композиторским даром. По словам Алекса, с юности главным источником вдохновения для него служил британец Берт Янш, один из основателей фолк-ансамбля Pentangle. Вероятно, отдельные приемы из арсенала последнего нашли место и творческом багаже нашего героя. Впрочем, все это третьестепенно, когда речь идет о подлинном художественном даровании. В этюдах де Грасси преобладает именно живописная составляющая. Они безукоризненны с точки зрения техники, но главное тут кроется в уникальном интонационном построении каждого эпизода. Палитра переливается радужной эмоциональной гаммой. И этот пестрый калейдоскоп красок не может не восхищать, ведь представленные на диске зарисовки в подавляющем большинстве исполнены Алексом сольно. Богатое нюансами интро "Overland" сродни гитарным откровениям зрелого Гордона Гилтрэпа (в частности, ассоциативная близость улавливается с пассажем "Rain in the Doorway"). Замечательная щемящая "Causeway" по кондициям идеально вписывается в любой нью-эйдж сборник: ландшафтная панорама обозревается тут с позиции, аналогичной изобразительному подходу Уильяма Аккермана. Тончайшая и точнейшая "Clockwork" взята с "живого" сводного выступления мастеров искусств "An Evening with Windham Hill", где сценическими партнерами Алекса на время сделались ныне покойный духовик Чак Гринберг (Shadowfax), басист Майкл Мэнринг, скрипач Дэрол Энджер и перкуссионист Майкл Спиро. Невесомая "White Rain", рефлексивная "Cumulus", инспирированная мотивами барокко "Luther's Lullaby" и другие прочувствованные сочинения раскрывают перед нами духовное богатство истинного саунд-визионера. Здесь нежность граничит с печалью, а взгляд с невероятною остротою фиксирует суть до мельчайших деталей. Каждый отзвук порождает новизну восприятия. Каскады мыслей—образов поразительной свежести, силы и чистоты. Лишь вслушайся, вглядись, ощути…
"Now I’m a student of music. Learning is discovering how little you know. I feel like I’m starting all over again every day" (Alex de Grassi). Это ли не счастье? Живите музыкой, друзья.

Комментарии