12 дек. 2010 г.

Jackson Heights "The Fifth Avenue Bus" (1972)

В начале семидесятых формация Jackson Heights - детище басиста Ли Джексона (ex-The Nice) - являлась одной из главных надежд арт-рока. Не случайно дебютный альбом команды "King Progress" (1970) вышел на легендарном лейбле Charisma. Однако в дальнейшем амбициозный Джексон подпортил отношения с главой компании Тони Стрэттон-Смитом и переметнулся под крыло мэйджора Philips Records, точнее, его прогрессивного филиала Vertigo. Здесь-то и состоялась новая программа JH "The Fifth Avenue Bus". Взявшийся самостоятельно продюсировать запись, Ли был категорически против увеличения штатного состава. Поэтому в период работы над пластинкой постоянными членами группы являлись трое: собственно Джексон (бас, вокал, акустическая гитара, конги, электровиолончель), Джон МакБёрни (гитары, вокал, перкуссия) и Брайан Четтон (пиано, орган, меллотрон, вокал). С ударными посильную помощь ребятам оказывал небезызвестный Майк Джайлз (Giles, Giles & Fripp, King Crimson), а партии фоно в нескольких пьесах отыграл близкий друг мастермайнда Лоури Райт.
В содержательном отношении лонгплей стал красноречивым опровержением слухов о насаждаемой в коллективе деспотии со стороны верховного лидера. Автором большинства композиций "The Fifth Avenue Bus" значился певец/гитарист МакБёрни. И данный факт напрямую влиял на стилистический характер релиза. Если старые поклонники The Nice ожидали масштабных симфо-выкладок и от Jackson Heights, то их подстерегало тотальное разочарование. Ибо музыка трио зиждилась на совершенно иных канонах. Мягкие акустические пасторали, многослойные вокальные гармонии, подчеркнутая мелодичность и никаких экспериментов по сращиванию рока с наследием Дворжака - Листа - Сибелиуса. Определенный налет "прогрессивности" поддерживается разве что искусными сменами ритмического рисунка. В остальном - мотивное фолковое кружево, сосуществующее на равных с ненапряжными арт-структурами. Разумеется, есть тут и своего рода "коронки", позволяющие молодым коллегам маститого Ли почувствовать себя бенефициантами. Так, импульсивный традиционалист Джон раскрывается в драйвовых номерах наподобие "Dog Got Bitten" или "Pastor Roger". Тонкий лирик Брайан, напротив, тяготеет к классицизму, и эта склонность вполне прослеживается в его клавишных пассажах, окаймляющих треки вроде "Autumn Brigade", "House in the Country" (своеобразный отклик на творчество Genesis) и др. При желании в фигурных узорах Jackson Heights можно усмотреть причудливый сплав душевно-элегических откровений Fantasy с праздничным духом Pilot. Но с одной немаловажной оговоркой: означенные бригады начнут сценическую деятельность чуть позже наших героев, так что о прямых влияниях речи нет.
Итог: весьма приятная работа. Рекомендуется в качестве отдохновения от концептуально-навороченных образчиков "большого стиля".

Комментариев нет: