Aranis "Aranis" (2005)

Если задаться целью и провести умозрительный жанрово-статистический анализ, вскроется прелюбопытная деталь: территориально скромная Бельгия - основной "поставщик" коллективов, копающих в авант-роковом направлении. Причем, обойма таких артистов выглядит в высшей степени солидно: корифеи RIO-цеха - Univers Zero, Julverne, Cro Magnon, Finnegans Wake... список можно продолжить. В начале нового тысячелетия у старших "товарищей по партии" появились достойные воспреемники. Знакомьтесь. Молодая, перспективная и весьма талантливая команда Aranis. Инструментальный арсенал формации имеет подчеркнуто акустический характер: скрипки, аккордеон, гитара, поперечная флейта, фортепиано, контрабас. Ничего удивительного в таком подборе нет, ибо участники Aranis - музыканты с консерваторским образованием. Собственное творчество ребята позиционируют как искусство противоречий, несущее в равных долях "темное и светлое, прекрасное и жуткое, простое и сложное". А самобытность звуковых фактур, в свою очередь, определяется гибкостью композиционного мышления автора репертуара - контрабасиста Йориса Фанвинкенройе. Именно его уникальный сочинительский метод позволил безболезненно сплавить в едином котле необузданную энергию рока с академическими изысками, в частности почерпнутыми из наследия классика бельгийской камерной музыки, органиста Жозефа Йонгена (1873 - 1953). Ну-с, теперь немного поговорим о первом альбоме Aranis.
Стихийное вступление "Indrigo" в полной мере демонстрирует пресловутую гармонию крайностей: спонтанные вспышки страсти/ярости струнно-флейтово-фортепианных пассажей уравновешиваются стройным ритмическим фундаментом, от чего шестиминутное повествование превращается в сплошную саунд-авантюру. Драматический этюд "Jona" - произведение для Aranis в какой-то степени знаковое, тяготеющее к образной красоте и рефлективным метаниям; налицо ярко выраженный "кинематографический" подтекст пьесы. Живописнейший номер "Vuur" - единственный трек на диске, не принадлежащий перу Фанвинкенройе. Написанный человеком со стороны - композитором Петером Вердоником, он, тем не менее, помогает членам бэнда по максимуму блеснуть исполнительскими способностями и одарить слушателя насыщенными эмоциональными партиями. В мрачноватой фреске "Yosu" проклевываются вокальные эпизоды (поют флейтистка Яна Аарнс и скрипачка Линде де Груф), искусно срежиссированные лидером Йорисом; правда, в оставшейся части программы данная тенденция более поддерживаться не будет (за исключением разве что ударного 15-минутного эпика "Zilezi", где под занавес проявляется голос приглашенного скрипача Эдвина Фанвинкенройе, родного брата мастермайнда Aranis). Дальнейшее тематическое развитие принципиальных изменений не претерпевает: все тот же колоритный коктейль из бурного авант-прога, мелодических нью-эйджевых вставок, драйвовых фламандских эскапад а ля Flairck и многого другого.
Заключение: интереснейший дебют оригинального ансамбля, который я настоятельно рекомендую каждому меломану.

Комментарии