11 июл. 2010 г.

Jody Grind "Interaction: A Jody Grind Anthology" (2007; 2 CD)

Так уж повелось, что при обозрении творчества британских прото-артовых составов про Jody Grind если и вспоминают, то мельком, в самую последнюю очередь. Между тем короткая дискография замечательного трио несомненно заслуживает внимания со стороны меломанов, интересующихся эволюцией прогрессивного рока. Основанный в 1968 г. ансамбль (изначально назывался Nova) - детище великолепного органиста/вокалиста Тима Хинкли (позднее - в Vinegar Joe; также записывался с Snafu, Bad Company, Thin Lizzy и др.). Его соратники "по партии" - гитарист Айвэн Загни и ударник Мартин Харриман - проверенные временем бойцы, на правах инструменталистов сопровождавшие вместе с Тимом певицу Элки Брукс в ее живых выступлениях. С января 1969 г. троица стала действовать под вывеской Jody Grind (так именовался лонгплей джазового пианиста Хораса Сильвера). И вроде бы, все складывалось удачно, но в марте того же года барабанщик Харриман по финансовым обстоятельствам покинул коллег. Освободившееся место занял не менее опытный ритмач Барри Уилсон, с которым в итоге и был претворен в жизнь дебютный альбом JG "One Step On" (1969).
Вышедшая на независимом лейбле Transatlantic пластинка продемонстрировала не только мощный потенциал и отменный исполнительский уровень новичков, но еще и оригинальность идей авторского тандема Хинкли-Загни. Наиболее впечатлящий из номеров - четырехчастная 19-минутная сюита "One Step On", скроенная по лекалам симфо-рока а ля Nice, но при том вобравшая в себя множество джаз-фанковых влияний. В саунде доминирует "Хаммонд" маэстро Тима (его игровая манера - удачное сочетание ритм-н-блюзовых вензелей, классических пассажей и зажигательных фьюжн-выкрутасов). Впрочем, не отстает от лидера и гитарреро Айвэн, лихо справляющийся со своими партиями. Для пущего эффекта к участию подключили аса аранжировки Дэвида Палмера (позже - в Jethro Tull). Ему отвели ключевую роль в деле синтеза рок-риффов Jody Grind и бравурных всплесков брасс-секции: получилось очень и очень здорово. В канву собственного магнум-опуса Хинкли с напарником сумели ловко внедрить известную вещицу "Paint It Black" Rolling Stones, и та оказалась органично пристегнутой к содержимому эпика. Стилевой спектр остальных треков по-хорошему калейдоскопичен: от "высоковольтного" приджазованного прото-прога ("Little Message") до вязкого хард-н-блюза ("USA") и задорной обработки "Rock'n'Roll Man" Чака Берри. Короче, прелесть, а не релиз.
А дальше в стане Jody Grind случился раскол. Фронтмену Хинкли пришлось распрощаться с товарищами в силу несовпадения музыкальных взглядов. К счастью, он безболезненно вывернулся из создавшейся ситуации, найдя замену приятелям в лице гитариста/басиста Берни Холланда и ударника Пита Гэйвина. Результатом совместных сессий явился LP "Far Canal" (1970), по ряду показателей кардинально отличающийся от предшественника. В фокусе ансамблистов внезапно очутился пышный жанристский букет. Посему не удивляйтесь, услышав в рамках одной программы драматический рок-мадригал "We've Had It", тяжелый прогрессивный блюз "Bath Sister", залихватский органно-гитарный этюд "Jump Bed Jed" в традициях раннего ритм-арта с примесью барокко, хэви-ролл "Plastic Shit", мечтательную пианистическую рапсодию в джазовых тонах "Ballad for Bridget" и прочие вкусности. Исключительный материал, вот только продолжения не последовало. Конец 1970 г. ознаменовался очередным распадом Jody Grind, от которого команда уже не оправилась. Может, и к лучшему, ибо они успели сказать все, что хотели. Как тут не вспомнить античных мудрецов, увещевавших: ars longa, vita brevis. И коль скоро искусство (не в пример нам) бессмертно, не упускайте шанса насладиться им.

2 комментария:

VaTAga комментирует...

Этот релиз тоже меня заинтриговал. Тоже взял послушать. Спасибо!

Сергей Уваров комментирует...

Это действительно отличный коллектив в своем жанре. Если сразу раскусить не удастся, не торопитесь с выводами, дайте музыке второй шанс :)