Tin Hat "The Sad Machinery of Spring" (2007)

Лишившись одного из основателей - мультиинструменталиста Роба Бюргера, камерный американский состав Tin Hat автоматически утратил статус трио. Однако нет худа без добра. Место ушедшего музыканта поделили меж собой новобранцы - арфистка Зина Паркинс, кларнетист Бен Гольдберг и духовик/клавишник Ара Андерсон. В содружестве с ними верховные жрецы культа Жестяной Шляпы Карла Кильстедт (струнные, пиано, перкуссия, вокал) и Марк Ортон (гитара, добро, банджо, пиано, перкуссия) принялись за создание пятой по счету программы.
Название альбома (а равно и концепция) напрямую связано с творчеством польского писателя и художника еврейского происхождения Бруно Шульца (1892 - 1942). Его сюрреалистический роман "Санатория под клепсидрой" (в частности, фраза "и наконец-то суметь раскусить большую печальную машину весны") подвел идеологов Tin Hat к очередному композиционному исследованию. Парадоксальная, насыщенная метафорами и символами кутерьма слов маэстро Шульца послужила идеальной основой для творческих экспериментов тяготеющего к полистилистике квинтета.
...Местечковой грустью наполнено сочиненное Андерсоном интро "Old World": душещипательный монолог скрипки - точно выдернутый из контекста тридцатых годов ХХ века звуковой оттиск. Ретро-атмосфера сопровождает и мелодичную фреску "The Secret Fluid of Dusk" авторства Марка Ортона: лаконичными и одновременно емкими мазками исполнители восстанавливают панораму отошедшего в небытие провинциального мирка, не ведающего о близости глобальной катастрофы. Из уютных объятий меланхолии слушателя выдергивают при помощи заряженного энергией этюда "Blind Paper Dragon": дуэт акустической гитары и струнных, бойкая перебранка кларнета и трубы - все это похоже на голландцев Flairck, но в какой-то совершенно невиданной ипостаси. Очень любопытно выстроены внутренние коллизии интригующего болеро "Dionysus": консерваторская выучка участников действа тут как нельзя кстати. "Daisy Bell" - ностальгический симфо-джазовый номер, спетый Карлой в ее коронной манере с томным придыханием эстрадных див довоенного образца. Оставшийся материал, даже при обилии жанровых экскурсов в различные chamber-области (от удобоваримых авангардных пассажей, экспериментальных нойзовых вкраплений и клезмероподобных штучек до умиротворяющих вечерних пасторалей и эффектных саунд-имитаций a ля old school радио), также не вызывает нареканий. В меру мозаичное полотно частью скроено из диаметрально противоположных элементов, однако смысловая целостность его при этом не нарушается.
Резюмирую: сильная, безукоризненно воплощенная работа. Без намеков на электричество (что в минус для рок-аудитории), но с порядочным ворохом нюансов, разбирать которые как минимум интересно. Рекомендую серьезно настроенным меломанам, ценящим оригинальные акты искусства.

Комментарии