26 июн. 2010 г.

Makajodama "Makajodama" (2009)

Шведы продолжают оригинальничать. Широкое арт-роковое поле, вдоль и поперек перепаханное местными ансамблями за последнее двадцатилетие, обогатилось интересным звуковым соцветием, коему имя Makajodama. Рулевой проекта, гитарист/органист Маттиас Даниэльссон прежде играл в прогрессив-банде Gösta Berlings Saga. Однако там его самобытные идеи не встречали нужного отклика. Покинув коллег, Маттиас на пару с тезкой, ударником Анкарбрантом (The Carpet Knights), объявил о формировании нового коллектива. С приходом струнного дуэта в лице виолончелистки Карин Ларсдоттер и скрипача (по совместительству клавишника) Юхана Клинта процесс комплектации состава завершился и началась собственно работа над материалом.
Решенный в инструментальном ключе безымянный дебют Makajodama демонстрирует слушателю достаточно неожиданные грани прогрессива. Субжанровый калейдоскоп открывается мрачноватой гипнотической фреской "Reodor Felgen Blues", в принципе не имеющей никакого отношения к блюзу. Закольцованные психоделические пассажи, переходящие в умопомрачительные тяжелые риффы в духе ранних King Crimson (недаром микшировал диск Никлас Баркер, гитарист культовых Anekdoten) и обратно в стадию умиротворения, отлично наслаиваются на академические партии струнных. Состояние шизоидного сумрака перерастает в оттеняемую мягким аналоговым звучанием меланхолию. Но ненадолго, ибо утихшая было ярость возвращается снова, отвоевывая лидирующие позиции на эмоциональном фронте. Образной красоты исполнена чудесная эпическая пьеса "Buddha and the Camel", во второй части которой к действию подключается специально приглашенный флейтист Тобиас Вальстедт. Восточным колоритом пропитан загадочный акустический этюд "Wolof", доведенный до ума при помощи Стиана Гримстадта (туба, баритон-горн, ситар). Эфирные гармонии наводняют искусный минималистский опус "The Train of Thought", основанный на единственной музыкальной фразе, хитроумно склоняемой на все лады в разнообразных сочетаниях инструментов. Ментальные потемки "риошного" произведения "The Ayurvedic Soap" - очевидный реверанс в сторону бельгийских уникумов Univers Zero: натуральный бенефис для филармонической половины Makajodama. "Vallingby Revisited" - импровизационный парад свободных от условностей форм, украшенный присутствием тенор-саксофониста Густава Нигрена. "The Girls at the Marches": и вновь сюрприз, на сей раз блюз-рокового толка, с примесью астральных космизмов и тематическим развитием а ля Pink Floyd; крайне интригующий трек, сочиненный троицей Даниэльссон/Анкарбрант/Клинт. Финальная неоклассическая вещь "Autumn Suite" - своего рода респект симфо-роковому жанру: духовые, струнные, электроорган + чрезвычайно уместные аккорды ситара под занавес композиции...
Резюмирую: шикарная, свежая по замыслу и воплощению (невзирая на блаженный флер семидесятничества) соническая экскурсия. Очень рекомендую.

Комментариев нет: