13 мая 2010 г.

Mark Hollis "Mark Hollis" (1998)

Talk Talk = Марк Холлис. Аксиома? После этой пластинки - бесспорно. За семь лет, прошедших с момента роспуска замечательной британской формации, экс-лидер "токтокеров" ни капельки не состарился душой, сохранив трогательную верность юношеским идеалам. Сотрудничая с другими артистами, средь которых случались и звезды первой величины (к примеру, Кейт Буш и Стинг), Марк потихонечку накапливал материал для сольного диска. А когда настала пора, 43-летний маэстро позвал в студию старых друзей - Мартина Дитчема (ударные, перкуссия), Марка Фелтхэма (гармоника) и Робби МакИнтоша (гитара), пригласил акустического гитарреро Доминика Миллера в компании с камерным духовым квинтетом, и учинил серию звуковых сессий, убедительно опровергающих довод о невозможности повторного входа в одну реку.
Возврат к мудреной стилистике дилогии "Spirit Of Eden"/"Laughing Stock" целиком оправдал себя. Холлису (как ни крути, гений!) при очевидном заимствовании собственных же идейных императивов из прошлого, не только удалось избежать моментов самопародии, но и одарить поклонников серией глубоко эмоциональных, по-настоящему одухотворенных зарисовок. Подкрашенные ностальгическими мотивами зрелость и чувственность соединяются в минималистский арт-соул (этюд "The Colour of Spring") - дуэт для голоса и фортепиано. А далее развертывается комплексная ворожба инструменталистов, уводящая куда-то на окраины снов. Знакомые психоделические оттенки не спеша заполняют пространство воображаемой сцены в сверхтонкой имагинативной фреске "Watershed". Теплая меланхолия гитары и клавишных грустным ангелом парит над погрязшей в злом невежестве материей ("Inside Looking Out"), вкупе с рефлексивной вокальной манерой Марка переливаясь возвышенно-неземными бликами. Хронометражно невеликий "The Gift" вносит свою порцию благотворно влияющих на мозговые извилины "странностей". Интроспективная фаза 8-минутного опуса "A Life (1895-1915)" напоминает творения классиков академического авангарда ХХ столетия: никакого электричества, только причудливые всполохи кларнетов, гобоя, рожка и флейты. Затем в дело вклинивается деликатная ритм-секция, однако магический флер камерности не торопится исчезать восвояси. Принимает эстафету написанный в содружестве с Домиником Миллером шестиструнный номер "Westward Bound", бесконечно далекий от каких бы то ни было жанровых параллелей. Напрашиваются аналогии с Питером Хэммиллом... впрочем, тут другое. И вновь объемные chamber-эксперименты не дают покою пытающемуся вырваться из формальных рамок Холлису. Ну кто, скажите на милость, сумеет заподозрить в авторе философской пьесы "The Daily Planet" бывшего "волновика"? Финальная "A New Jerusalem" расставляет точки над "i": сочинить подобное под силу лишь истинному подвижнику духа, отвергающему иллюзорную плотность бытия.
Резюмирую: для всех, кто соскучился по Talk Talk "прогрессивного" периода, - a must have. Остальным также советую ознакомиться: не исключено, что понравится.