Nova "Atlantis" (1976)

Эти полузабытые герои финской прог-сцены из числа одноальбомных образовались в 1974 году в лапландском городе Рованиеми. Основы профессионального ремесла большинство из собравшихся здесь музыкантов доселе постигали в рядах поп-роковой формации Isojako, однако желание творить нечто более весомое оказалось сильнее. На должность главного композитора группы быстро выдвинулся органист Антти Ортамо, что предопределило особенности звучания Nova: несмотря на наличие двух гитаристов (Милла Вазениус, Юко Хелати) в комплексных структурах сочинений превалируют партии клавишных.
Итак, "Atlantis". Три полноформатных, отмеченных симфоническим влиянием трека, да невесть каким боком затесавшийся сюда проникновенный хард-блюзовый хмельной монолог. Достаточно разнообразная игровая палитра наследует приемы как британских классиков жанра (от Procol Harum до Yes), так и местночтимых авторитетов мирового уровня (в первую очередь - Wigwam). Бескопромиссная финская лирика вкупе с вокальной манерой Антти заставляют вспомнить команду соплеменников-современников наших героев - Tabula Rasa. Но если последние ориентировались на песенный формат, то по отношению к умельцам из Nova такое справедливо лишь отчасти. Максималистам от арта при прослушивании данной "нетленки", безусловно, найдется чем поживиться. Взять хотя бы открывающий пластинку 15-минутный эпик "Se Vuosi": романтическое фортепианное интро; размеренно-многослойная вокально-инструментальная подача, в которой прочитывается и мажорно-попсовое прошлое "новаторов", и равнение на лидеров "могучей кучки" скандинавского фьюжн-прога; определенная склонность к драматизации повествования + способность осуществлять плавные переходы от ненавязчивой мелодики к скоростным виртуозным фрагментам (гарцующий орган, бравурные пианистические аккорды и бесовская искорка-джазинка). В общем и целом - отличнейший магнум-опус. Далее у любителя грандиозных мегаконструкций есть три минуты на перекур под раскатисто-цеппелинистый номер "Kaupungin Naiset": к слову, очень прочувствованная вещица. А затем, на радость концептуалистам, наступает черед титульной пьесы благородного окраса - мотивной до безобразия, янтарно-переливчатой и по-хорошему старомодной: бархатная тонировка "Хаммонда", ажурная фразировка гитар, надежная поддержка ритмачей и абсолютная созерцательность во второй половине рапсодии. В финальной десятиминутке "Vanha Surullinen Laulu" мечтательный лидер Nova Антти Ортамо на трагических крыльях неразделенной любви возносится в заоблачную высь, откуда продолжает артистически нести до нас свой исполненный эмоций текст. Центральный сегмент оной диковинки весьма кстати приукрашен барочными вензелями, перемежаемыми джаз-роковыми пассажами - также вполне уместными в канве столь непростой темы. Традиционное крещендо под занавес - и можно на поклон.
Резюмирую: прекрасный релиз замечательного коллектива. Пусть не шедевр, зато с душой, искренностью и лишенными глянца страстями. Рекомендую к ознакомлению.

Комментарии

Dairos777azz написал(а)…
Hi Sagael

i have this one Si Wan CD and if i don't remember bad, the band Nova, together with Finnforest (Laser's Edge), was one of my first approach to finnish scene. I worship scandinavian music feeling and finnish folk&progressive have something very special. Both finnish language sonorities and music have points in common with Estonian scene. Nova makes a very magniloquent soft sinfonic on long pieces but unfortunately only one album and Si Wan version is without any bonus track. We hope to see another one.