Lars Hollmer "Viandra" (2007)

"Viandra" - последняя прижизненная работа Ларса Холльмера, прекрасный памятник его творческому гению. Писавшаяся на протяжении шести лет (естественно, с перерывами) пластинка включила шестнадцать многоликих треков. Большую часть инструментальных партий маэстро исполнил сам, с остальными помогли друзья и соратники - духовик Мишель Беркман (Univers Zero), скрипач Сантьяго Хименез, виолончелист Андреас Тенгберг, ударник Морган Огрен. Костэ Апетреа, коллега по Samla Mammas Manna, примерил на себя роль мандолиниста в композиции "Alice", а саксофонист Ульф Волландер, некогда поддерживавший The Flower Kings, засветился в номере "Påztema".
Релиз демонстрирует фирменный холльмеровский стиль - сочную, теплую гамму, чья основа прочно завязана на сугубо скандинавских фольклорных мотивах. Напевные позывные аккордеона, подзвученные легкими меллотроновыми мазками ("Viandra"), трогают простотой и задушевностью; в этом коротком этюде ощущается главное - любовь художника к родному северному краю; абсолютно искренняя, бесконечно добрая зарисовка. Продолжение не менее шикарно: ностальгическое "шарманочное" настроение питает миниатюру "Mirror Objects"; уютный камерный флер обволакивает размеренную и очень шведскую по структуре вещицу "Sök (Seek)". Даже типичные для Ларса мелодические бурлески несут здесь печать зрелости и где-то граничат с меланхоличными, философского плана этюдами. Опыт взаимодействия с кинематографистами Приднестровья выражен в милом этническом наброске "Moldaviska": эдакий шаг навстречу интеграции культур. Отменно хороша "Påztema" - слияние чембер-фолковой составляющей с ненавязчивыми компонентами джаза. Интересна полупрозрачная, подернутая атмосферой невысказанной грусти пьеса "Prozesscirk". Мир и гармония представлены солнечной пасторальной негой в тончайшей фреске "Merged with Friends", тогда как идущая следом "Konstig (Strange)" небольшим креном в смежную с авангардом область оправдывает претензию на странность. Специально для желающих немного попечалиться о своем имеется изящный реквием "Baladeis" c превосходными струнно-духовыми гармониями. Мрачноватое веселье царит в контексте шебутного дэнс-пассажа "Strutt", интонационно близкого к клезмеру. В "Lilla Bye (Little Bya)" саунд-пространство отдано во власть колыбельной: очередная грань щедрого таланта Холльмера. Трагедийно-драматическая симфонетта "Första 05 (First 0)" вполне сгодилась бы для оформления серьезного театрального спектакля, зато чудаковатая "Alice", напротив, тесно соприкасается с воображаемым миром известной героини сказок Льюиса Кэрролла. Блеклые краски осеннего вечера растворены в задумчивых линиях "Överdagö", финальная тема "Folkdron Menad" также не блещет оптимизмом: вопреки обыкновению, Ларс заканчивает повествование в траурно-минорном ключе, и в оном - фатальная неотвратимость занавеса. Без всякого шанса выйти на бис...
Резюмирую: глубокая и цельная программа, сотворенная настоящим Мастером. Настоятельно рекомендую.

Комментарии