Talk Talk "Spirit of Eden" (1988)

Марк Холлис - человек не робкого десятка. Ведь не каждый способен отказаться от успешной поп-карьеры ради возможности сочинять музыку, свободную от условностей. И только сущему гению подвластно исполнить столь крутой стилистический кульбит, каковой реализовал лидер Talk Talk в период работы над "Spirit of Eden". Эта пластинка ознаменовала новый этап в биографии ансамбля. Миляги в модерновых цветных пиджаках поменяли полярность, превратились в представителей андерграунда. Рейтинги, таблоиды... катись оно пропадом! Вдохновение - вот стержень искусства. Осознав сие, Марк отважился на нечто особенное. Для начала выбрал место - заброшенную церковь в Саффолке. Созвал туда коллег (помимо участников собственно Talk Talk, набралось немало сессионных артистов из консерваторского лагеря, включая именитого скрипача Найджела Кеннеди и хор Челмсфордского собора) и, объяснив задачу, учинил серию коллективных полуимпровизаций в условиях тотального сумрака (для создания атмосферы). Что из этого вышло - в двух словах не расскажешь. Поэтому двинем по пунктам.
Камерная эмбиентальная размытость задает тон 9-минутной пьесе "Rainbow", открывающей альбом. После интроспективных саундскейпов скрипки и трубы эстафета переходит к психоделическим электро-вариациям, перемежаемым классическими вставками (фоно, орган, струнные). Таким образом, "Радуга" соткана из множества слоев, апеллирующих к неясным экзистенциальным глубинам. Процесс оживления прапамяти плавно перетекает в композицию "Eden", структурно напоминающую запечатленное в нотах сновидение, где меланхоличные минималистские тенденции соседствуют с унисонными дисторшированными вспышками; парадоксальная по языку и средствам выражения, но вместе с тем приковывающая внимание вещь. Эксперименты с заповедными областями рассудка продолжаются в этюде "Desire", чья прелесть - в неровностях темпа - то гипнотично-однообразного, то взрывающегося учащенным пульсом рока. Из темных пределов вечности постепенно вырисовываются приджазованные штрихи удивительного звукового откровения под названием "Inheritance": трогательно-подрагивающий вокал Холлиса, оставаясь на периферии чувств, все же легонько задевает нервные окончания, будит фантазию, увлекая в неведомое, гостеприимно распахивающее двери в номере "I Believe in You" (пожалуй, наиболее стройная и упорядоченная тема релиза). Финальная "Wealth" - очень личный, почти исповедальный сегмент, в котором Марк, подыгрывая себе на клавишных, остается один на один со слушателем...
Итог: с формальной точки зрения "Spirit of Eden" - близнец диска "Laughing Stock", изданного тремя годами позднее. Однако в содержательном отношении "Дух Эдема" воспринимается более мудреной программой, требующей если не сопереживания, то хотя бы значительной умственной фокусировки. Рекомендуется в качестве стимулятора интеллектуального роста.

Комментарии