26 мар. 2010 г.

Talk Talk "Laughing Stock" (1991)

"Laughing Stock" - редкий пример торжества искусства над коммерцией. Логическая точка завершения истории группы, начинавшей с мелодичного нововолнового синти-попа, смахивающего на нетленки Duran Duran. Бешеная популярность, лидерство в национальных чартах - все это было у Talk Talk в середине 1980-х (в 1984 г. их незатейливая песенка "It's My Life" взрывала радиоэфиры в Британии и США). И казалось бы, вот он, успех. Пиши хиты на радость публике, стриги вполне заслуженные купоны. Но мастермайнд команды Марк Холлис (клавишные, гитара, вокал) стремился к иному - духовно насыщенной музыкальной палитре, отражающей его личную, не всегда конкретную философию. Первой ласточкой, наметившей перемены в привычной стилистике, явился альбом "The Colour of Spring" (1986). Собственно поп здесь еще превалировал, однако кое-какие сторонние тенденции уже давали о себе знать. Момент истины наступил по окончании записи пластинки "Spirit of Eden" (1988) - абсолютно экспериментальной работы, принятой в штыки руководством лейбла EMI, занимавшегося доселе продвижением релизов ребят. Впрочем, Холлиса и K° слабо волновало мнение толстых дядечек с большими кошельками. Тяга к истинному творчеству всецело владела умами парней, переросших примитивные танцевальные рамки. Им требовался диск-откровение - чистейшая поэзия, растворенная в музыке. Таким материалом стал "Laughing Stock".
Предвосхитив поздние пост-роковые метания английской молодежи, Talk Talk сумели воплотить нечто трудновыразимое словами. Поразительный симбиоз дрим-джаза, камерного авангарда, неопсиходелии, прото-арта и минимализма получил выход в шести композициях, стирающих всяческую границу меж навязшей в зубах реальностью и прекрасным в своей бестелесности царством грез. Если вступительный трек "Myrrhman" выдержан в русле сонного туманного эмбиента, то последующий "Ascension Day" погружает нас в ретро-настроение, чему способствуют архаичные ритм-н-блюзовые органные проходы, позывные гармоники, джазовая перкуссия; тотальное умиротворение, на фоне которого гитара лидера коллектива вопринимается несколько агрессивно. Оборвав на полуслове столь любопытный поток сознания, "токтокеры" переключаются на степенный эпик "After the Flood", полный округлых семидесятнических интонаций, легких нойзовых мазков и почти что дзен-буддистской отрешенности от тягот и забот бытия. "Taphead" - меланхоличный полет освобожденного разума над клубящейся дымкой реки времен, трансперсональная медитация для каждого, кто мыслит сердцем. Протяженная на 10 минут элегия "New Grass" пленяет аналоговой шероховатостью саунда, которую нисколько не портит вплетение мотивов синтезаторной электроники. Довершает картину загадочная рага "Runeii", намекающая на увлечение Марка древними традициями индуизма; весьма любопытный финал, тонко подчеркивающий нестандартность живописно-эфемерного полотна.
Резюмирую: без преувеличения, шедевр психоделик-прога 1990-х, подлинная классика жанра. Рекомендую к ознакомлению.

1 комментарий:

DH комментирует...

О... вы как всегда изумительно и сказочно описываете!
Уже качаю!
Спасибо!