23 мар. 2010 г.

SOLA: Lars Hollmer's Global home Project (2002)

Ларс Густав Габриель Холльмер (1948—2008) не признавал границ: жанровых, географических - никаких. Кудесник музыкального эквилибра, духовный наставник одного из самых неординарных прог-бэндов всех времен Samla Mammas Manna, он был максимально открыт любым направлениям, а потому с одинаковым удовольствием исполнял авангардные, фольклорные, электронные, симфонические и иные произведения, как собственного сочинения, так и коллег по сцене. SOLA - результат взаимодействия Холльмера с профессиональными японскими артистами, принадлежащими к фьюжн-лагерю. Случай свел их в конце 2000-го года в Токио. Невозмутимые потомки самураев и седовласый нордический весельчак явно приглянулись друг другу, вот тогда и появился на свет Глобальный домашний проект дядюшки Ларса. В баснословно короткий срок маэстро написал тринадцать игровых номеров, рассчитанных на вполне конкретных ансамблистов. А в сентябре 2001 г. представилась реальная возможность увековечить программу в стенах токийской студии GOK...
SOLA - эклектично-привлекательный инструментальный калейдоскоп, буквально сочащийся жизнерадостностью. Драйв вступительной буффонады "Nationsjazz" основательно сносит крышу. Знаменитые аккордеонные атаки Холльмера подстраховываются с флангов кларнетистом Ватару Окумой, струнным дуэтом Юрико Микудзимы (скрипка) и Хиромичи Сакамото (виолончель), а также клавишными Казуто Шимидзу и мощными брейками легендарного ударника Тацуи Йошиды. Грандиозное, сверхбравурное начало виртуозно сменяется камерной чистотой в северно-минорном ключе ("Ljuva Lägen"): на редкость фактурная зарисовка, стилистическое альтер-эго Samla Mammas Manna. Пролонгированная "Trampumpa" сыграна в излюбленной Ларсом циничной манере старорежимного цирка-шапито: откровенное балагурство, доведенное до стадии кипения. Отменно хороша восточная пастораль "Arioso Nearaway", поднесенная под скандинавским углом зрения. А вот элегическая симфо-фолковая баллада "Continue", спетая мастермайндом, напротив уводит нас в края снегов и фьордов. Эксперименты с саундом и мелодическими гармониями находят отражение в замечательной пьесе "Arp. Violin": однообразные секвенции, извлекаемые Холльмером из памп-органа, тематически подхватываются и развиваются аккомпаниаторами сразу по нескольким генеральным линиям. Экзотику танго под шведским соусом можно попробовать на вкус в этюде "Växeltango": поверьте, оно того стоит. Здоровыми элементами бурлеска пропитана "Samla Zanzibar", окрашенная в беззаботные тона регги. Нойзовые поползновения уверенно правят бал в зубодробительном РИО-опусе "Parallell Angostura": безумная авант-кавалькада, на какую способен лишь наш герой. Вокальным приколам самое место в запредельной шутовской палитре съезжающего с катушек свингового наброска "AKA Session", после которого так приятно погрузиться в заоблачные мечтания под уютные звуки фоно и гармоники ("Novelty"). "Hoppas...GOK" напоминает хоровые репетиции в сумасшедшем доме: вот уж поистине нечто за гранью добра и зла. Финальную точку в программе ставит "Yrsa Requem", посвященный домашней любимице Ларса - бельгийской овчарке Ирсе. Особую трогательность данной вещи придают завывания другого пса Холльмера - черношерстного Сноутана; печальное завершение эмоционально насыщенного банкета.
Резюмирую: превосходное путешествие во вселенную диковатых образов оригинального северного сказочника. Настоятельно рекомендую к прослушиванию.

Комментариев нет: