7 мар. 2010 г.

Piirpauke "Global Servisi" (1990)

Компилятивное собрание треков от основоположников скандинавского направления world music - команды Piirpauke. За начальные пятнадцать лет существования через эту творческую лабораторию, возглавляемую духовиком и клавишником Сакари Кукко, прошло немало музыкантов. Однако подобная текучка кадров благотворно влияла на внутренний сочинительский процесс, не давая поводов для формального застоя. И "Global Servisi" - прекрасный шанс удостовериться в многоликости богатого наследия Piirpauke.
Хронологическое распределение материала носит смешанный характер. Так, открывается пластинка композицией "Joropo Llanero" из программы 1981 года. Любопытно, что ничего специфически финского в данной пьесе нет. Перед нами виртуозный игровой джаз-рок, исполненный в достаточно задорном ключе, с почти что балканской жизнерадостной бесшабашностью. Ведущими инструментами здесь выступают флейта мастермайнда Сакари и альт Карри Койвукаски; на базе их искрометного диалога и выстраивается в высшей степени изобретательное звуковое полотно. В основе атмосферного рисунка "Konevitsan kirkonkellot" - обращение к сугубо северному минору с его угрюмым ледяным безмолвием; истинный бенефис Хассе Валли - первого гитариста Piirpauke. Название "Swedish Reggae" говорит само за себя: уникальный микс из знакомых ямайских интонаций, помноженных на традиции деревенской шведской плясовой, подаваемых в пестрой фьюжн-обертке. Надрывная нордическая грусть, настоянная на тембрах индийской флейты маэстро Кукко в номере "Imala Maika", во многом перекликается с древнерусской тоской, некогда так доставшей Б. Г. Блистательная драйвовая вещь "Forgotten joys, forsaken songs" - одна из наиболее интересных позиций на диске: эдакий воображаемый вояж в бодром темпе по озерным достопримечательностям Суоми. И совершеннейшим контрастом по отношению к ней выглядит расположенная рядом "Soi vienosti murheeni" - прочувствованная ностальгическая зарисовка, трогающая потаенные струны души. Поразительное умение Сакари пропускать через себя образцы иноземного фольклора наглядно заявлено в "Zwei bulgarischen Zigeunerlieder", где сквозят разгульные жгучие ритмы, присущие уличным сельским танцам южных славян. И совсем уж экзотическим цветком в причудливом букете Piirpauke смотрится африкано-финская "Maam Bamba", подкрашенная эпизодическими речевыми вставками чернокожего гитариста Баду Н'Дьяйе. Испанские страсти переполняют до краев акустический фламенкообразный этюд "Arbole"; благодаря восхитительному артистизму вокалистки Синты Хермо слушатель имеет возможность совершить экскурс на просторы Пиренеев. А после - невероятно мотивная "Lamb's Polska", и вновь эмоционально-географический поворот на 360 градусов, неизбежно подстегивающий фантазию. Финальная "Crazy Sakari", вопреки заглавию, практически избавлена от шутливости; структуры ее щедро приправлены меланхолией, столь близкой и понятной соотечественникам Сакари Кукко.
Итог: великолепная коллекция жемчужин от одной из лучших групп Скандинавии. Настоятельно рекомендую.

Комментариев нет: