Jukka Tolonen Band "JTB (Just Those Boys)" (1979)

О "горячности" финских парней сказано немало. Однако, если отбросить иронию, следует признать: когда надо, представители Суоми умеют действовать другим на загляденье. И данная пластинка - весомый аргумент в пользу необъятной "крутизны" северян. Гитарный гений Юкки Толонена явлен тут во всей красе, благо, сугубо инструментальный репертуар дает возможность развернуться по-крупному. И не только ему. На равных с маэстро поддерживает шестиструнный диалог еще безусый, но уже достаточно мастеровитый Костэ Апетреа (Samla Mammas Manna). Рельефность басовых фигур обеспечивает Гарри Мерилахти, а за эффектную ударную канонаду отвечает чернокожий рекрут Билл Карсон. В распоряжении бэнда имеются и духовые, которыми заправляет Кристер Эклунд. Ну, и для полного счастья к процессу подключили органиста Йоакима Кюна, привнесшего щепотку благородства в абсолютно драйвовые сочинения квинтета.
"JTB" знаменует собою триумф нордического джаз-рока. Юкка со товарищи, развивая несвойственную для среднестатистического финна прыть, лихо вторгается на традиционно закрепленные за американцами фьюжн-территории, наводя повсюду тотальный "тарарам". Вступительный номер "Charterflight" - своеобразный вариант разогрева. На фоне упругого рисунка ритм-секции две гитары поочередно пытаются подбить на шалости коллегу-саксофониста. И затея таки приносит плоды, если судить по сочным грувам в последующей пьесе "Space Cookie". Кстати, помимо основных талантов дружище Толонен здесь демонстрирует весьма приличную игру на электропиано. Ценителям виртуозно оформленных соло наверняка приглянется этюд "Grand Hotel", щедро сдобренный присущими жанру ингредиентами. После короткого басового эксперимента под названием "Ping Pong" нас без промедления отправят на воображаемый сбор тропических фруктов ("Riven Cocos"), производимый по скандинавской рецептуре: зажигательные чудеса техники от Костэ Апетреа, легкие дуновения флейты Эклунда и серебристая россыпь риффов от шефа ансамбля. На правах экзотики, вероятно, адресованной звездно-полосатой аудитории, выступает колоритная зарисовка "Dancing Bear", идейным центром которой заявлены цепкие саксофонные петли. Тематические выкрутасы в "Soita Saatana" тяготеют к духовной близости с британскими артистами из соответствующего лагеря (на ум первым делом приходят аналогии с Isotope и Gilgamesh). Солнечная фанковая беззаботность настигает слушателя в опусе "Arka Haiven", не претендующем ни на что, - и в том его главная прелесть. В "Funky Nightmare" бригада Толонена походя выдает фантастически роскошные пассажи, утверждая себя в ранге профессионалов экстра-класса; да и кто бы, собственно, сомневался. Ну, а заканчивается феерический "парад планет" бонус-треком в джазово-каламбурных тонах "Ide and Lardomshistorien/Lilla Lule Alv", сочиненным Апетреа на пару с "самламаммовским" лидером Ларсом Холльмером. Шикарный десерт, хоть и кардинально отличающийся по настроению от остального материала.
Итог: замечательный релиз, целиком избавленный от академического лоска, рассчитанный на почитателей игровых видов музыкального искусства. Им-то и рекомендуется.

Комментарии