2 янв. 2010 г.

Cirkus "One plus..." (1973; 2002)

"Несвоевременность - вечная драма", заметил когда-то Игорь Тальков. Вот и герои нашего обзора оформились несколько запоздало. В эпоху, когда прото-артовая пена давно сошла, уступив место бушующему интеллектуальному водовороту полноценного прогрессива, мелодический симфо-рок Cirkus не произвел должного впечатления на представителей ведущих британских лейблов. В итоге дебютный альбом ребят, скромно названный "One", стал одним из наиболее ранних LP, отпечатанных в частном порядке. Что, в принципе, ничуть не сказалось на качестве материала, уровень которого с высот дня сегодняшнего выглядит вполне достойным.
В состав Cirkus вошли экс-участники групп Moonhead и Lucas Tyson. Без особого труда сыгравшись, вокалист Пол Робсон, басист Джон Тэйлор, органист Дерек Джи Миллер, гитарист по прозвищу Догг и ударник Стюарт МакДэйд принялись атаковать демо-лентами лондонские рекорд-конторы. Единственным, кто поверил в парней, был Робин Бриттен, посоветоваший продюсеру группы Hollies Рону Ричардсу обратить на них внимание. Далее в дело включились профессионалы, и в 1973 г. тысяча виниловых копий первой пластинки Cirkus поступила в продажу.
Девять звуковых дорожек продемонстрировали умение молодых арт-рокеров сочинять яркие комплексные композиции. Склонность клавишника Миллера к богатым нюансами полифоническим темам отразилась уже во вступительном треке "You Are", задающем тон диску в целом. Органные пробежки, бравурные меллотроновые аккорды и натуральная струнная секция прекрасно состыковались с прихардованным саундом гитары Догга, высоким голосом Робсона и легковесными хоровыми распевками. Минорная, балладного типа вещь "Seasons" по своим характеристикам напоминает стартовавших тогда же англичан Fantasy и где-то даже Uriah Heep: действительно красивая песня с великолепным оркестровым аккомпанементом. В "April '73" угадывается небольшое влияние старожилов из Yes, тогда как "Song for Tavish" кондиционно схожа с мотивными творениями Barclay James Harvest. Чарующими светлыми интонациями проникнута трогательная пьеса "A Prayer", услаждающая слух чистейшими вокально-инструментальными гармониями. В противовес ей последующая музыкальная история "Brotherly Love" украшена напористыми гитарными риффами, идущими в связке с клавишными и симфоническим сопровождением. Боевик "Those Were the Days" c его амплитудой хэви-проговых колебаний выделяется как раз по причине утяжеления звучания, но сразу за этим наступает черед элегической картинки "Jenny", и все возвращается на круги своя. Разбитый на две части титульный эпик "One" являет слушателю уже знакомую мозаику из остро заточенных электрогитарных фраз, превосходного неоклассического обрамления, бардовских акустических вставок и великого множества иных находок. В качестве "плюса" заявлена пятерка бонусов, состоящих из записей 1971 и 1976 годов.
В 1975 г. певец Пол Робсон покинул Cirkus. Вакансию фронтмена занял вокалист/саксофонист Алан Роудхауз, поведший ансамбль мэйнстримовым курсом. Однако ничего путного на оном поприще бывшие прогрессоры воплотить не сумели, и в начале восьмидесятых вынужденно расстались. Что же касается данного релиза, то его я искренне рекомендую всем поклонникам жанра. Помните: по-настоящему хорошая музыка не ведает старости. И это как раз тот случай.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Personally i've boughted this album on CD for two times, the first japan press and the great M2U version, motivated for the bonus tracks. But unfortunately the bonus from Cirkus and Future Shock album were not at same level of the 1973 classic.

Cirkus One is a classic progressive master from the seventies, very inspired, dense and full of cerebral passages.

Have a good new year