27 февр. 2009 г.

Gordon Giltrap "Under This Blue Sky" (2002)

Встречи и расставанья, невинность и опыт, бурная страсть и самоотверженная аскеза - всему найдется место под этим голубым небом. У каждого оно свое: безбрежно мудрая высь, с легкой улыбкой одинаково взирающая на бунтарей и мечтателей, философов и распутников, политиков и монахов... Веками бередящая души художников, неустанно воспевающих изменчивые картины первосотворенной стихии. Бесконечному очарованию лазоревой эфемерности поддался и Гордон Гилтрэп. Бывший арт-рокер, разменяв шестой десяток лет, пришел к тому, с чего начинал когда-то - уютной акустической музыке, полной типично английских фольклорных интонаций. Необходимый минимум выразительных средств - классическая гитара, флейта от Хилари Эш Рой, эпизодическое синтезаторное обрамление... Трубадуры - люди скромные, привыкли обходиться малым.
Никакой полифонии, искусственных ритмических насаждений. Все очень просто. Берем за основу мелодию и камерным манером доводим ее до слушателя. Кому надо, тот оценит.
Мотивационно диск охватывает широкую эмоциональную гамму. Оно и понятно, ведь эту пластинку Гордон посвятил любимой супруге Хилари, долгие годы поддерживавшей и вдохновлявшей его на новые свершения. Так что дело в какой-то степени личное. Но приобщиться к нему не возбраняется. Маэстро Гилтрэп, известный своими тонкими лирическими излияниями, и здесь не отступился от главного. Если заглавный этюд воспринимается как нечто умиротворенно-созерцательное, то интерпретация знаменитой "Here Comes the Sun" Джорджа Харрисона проникнута вполне ностальгическим настроением. Прозрачный наигрыш "At Giltrap's Bar" - зарисовка из разряда семейных хроник, бессловесно повествующая о прадеде Гордона - Эдварде Гилтрэпе, владельце паба в Северной Ирландии. Тревожно-щемящая "Chambertin" представляет собой гитарный дуэт с Бертом Яншем - прославленным фолк-артистом и старинным другом инициатора записи. "The Picnic", легкая пьеса в ренессансных тонах, впервые была продемонстрирована широкой публике в 1998 г., на альбоме "Troubadour". Однако и без оркестрового аккомпанемента она звучит цельно и самодостаточно, что, кстати, не преминул отметить и Гордон в комментариях на страницах буклета. "The Racer" зиждется на традиционном для энтузиастов кельтской гитары строе DAGDAG, но сыграна в ключе, свойственном поздним откровениям мистера Г. Едва заметный итальянский флер сопровождает милую вещицу "Pedrolino", также обладающую собственной предысторией. Жемчужина программы - "Kaz" - излучает совершенно волшебный свет благодаря деликатной оркестровке Фэя Гудмена - талантливого музыканта, параллельно являющегося экспертом (8-й дан) в области японского единоборства синто-рю.
Можно было бы остановиться подробнее и на других треках "Under This Blue Sky", однако не следует преумножать число сущностей сверх необходимого. Лучше нажмите 'play' и окунитесь в зрелую магию современного британского менестреля.

24 февр. 2009 г.

Flairck "Circus" (1981)

Третья номерная работа неутомимых голландцев ознаменовала собою новый виток в их творческой судьбе. Покинувший ансамбль духовик-виртуоз Петер Викерс двинул стопы в направлении сольной карьеры. Решив, что помощники ему не нужны в принципе, самонадеянный музыкант вскоре выпустил пластинку "Fata Morgana", в которой из инструментов была представлена лишь флейта Пана. Публика, однако, подобной минималистичности звучания не оценила, и пришлось маэстро взять тайм-аут на размышления. Меж тем в стане Flairck все складывалось довольно удачно. На замену ренегату Петеру братья Виссеры позвали сестренку Аннет, искусно владеющую не только различными подвидами флейты (от пикколо до басовой), но и вполне профессионально играющую на аккордеоне. За скрипки, альты и виолончели по-прежнему отвечала Сильвия Хаутзагер. Плюс ко всему на постоянной основе был привлечен перкуссионист Тэд де Йонг. И этот неслабенький состав выдал "на гора" нечто любопытное.
"Circus" обозначил линию на сближение с крупными музыкальными формами. Четыре развернутых сюиты - от девяти до пятнадцати с половиной минут длиной - продемонстрировали миру иную, более зрелую ипостась группы. Юношеская бравада, упоение собственным исполнительским талантом уступили место умудренному мастерству. И несмотря на потешное название альбома, в композиционной канве витает не столько задорное цирковое "раздолбайство", сколько царит атмосфера сосредоточенного раздумья над вечным, определенного подведения жизненных итогов. На звуковом уровне эту идейную подоплеку отлично выражают струнные пассажи Сильвии вкупе с флейтовыми экзерсисами Аннет Виссер. Центральная четырехчастная пьеса - калейдоскоп настроений, где слушателя то осыпают сверкающими кружочками конфетти, огорошивая при том натуральной саунд-канонадой (бьющиеся в исступлении молоточки маримбы, гарцующие гитарные аккорды, взвинчивающиеся под купол арены самозабвенные скрипичные соло), то погружают без лишних слов в совершенно рефлексивную среду - царство прозрачной грусти и бездонного томления души. В этом отношении Flairck выглядят отдаленными родичами шведского любителя шапито Хассе Брюниуссона, позднее экспериментировавшего в схожей манере, только с уклоном в рок. Фламандцы же остаются верны акустике, поэтому релиз полнится камерной чистотой, ажурными виньетками барочного свойства, игривыми фольклорными интонациями и многими другими элементами, рожденными столетия назад, но отчего-то и поныне не утратившими стойкого очарования.
Итог: крепко, по-взрослому солидно и в меру драйвово. Прекрасный подарок для всех, кто "в теме".

22 февр. 2009 г.

Ragnarök "Path" (2008)

Возвращение к слушателю культовой шведской команды прошло крайне тихо, без нагнетающих интригу заявлений в прессе и на радио. Просто в один прекрасный день маршруты музыкантов, расставшихся без малого восемнадцать лет тому назад, наконец-то совпали. И в этом отношении название нового диска Ragnarök - "Путь" - представляется глубоко символичным. "Золотой" состав ветеранов не ставил перед собой грандиозных творческих сверхзадач. Исходили из главного: напомнить аудитории о себе. Что ж, получилось.
Если мерять сегодняшними прог-стандартами, то свежая пластинка уроженцев Кальмара звучит довольно степенно и бесхитростно. Никаких громоздких аранжировок, оркестрового напора, шика и лоска. Так ведь они всегда были такими. Начиная с 1976 года - даты выпуска дебютного безымянного релиза, удивившего мир пасторальным настроением и кристально чистыми гармониями, берущими начало в фолк-роке. Это потом уже неугомонные шведы перегнули палку с экспериментами над собой. Но сердцевина квинтета, несмотря на маскировочные приемы, долгие годы оставалась нетронутой.
Итак, "Path". Нарочитая консервативность саунда, отсылающая куда-то в конец шестидесятых. Оттуда же легкий налет психоделии: да, если ребята с Севера шутят, то шутят по-крупному и всерьез. Любопытно, но негласный лидер коллектива гитарист Петер Брюнгельссон в сочинительском процессе поучаствовал на редкость скромно: на его счету три вещи из восьми. Остальное прописали органист/гитарист Педер Набо и второй гитарист Хенрик Стриндберг (за исключением композиции "Lakansvind", подаренной бывшим коллегой Брюнгельссона по проекту Triangulus Даном Йонссоном). На качестве, впрочем, сие не отразилось. Среднетемповые инструментальные полотна щедро пропитаны фирменными щемящими мелахолично-ностальгическими нотками. Большинство треков не что иное, как ментальный оттиск с пейзажей родной природы. Электро-акустический гитарный дуализм, подкрепленный атмосферными клавишными и призрачными перкуссионными шумами, погружает нас в созерцание недолгой скандинавской осени, навевает имагинативные впечатления об угрюмых заснеженных скалах, холодном морском бризе, безмолвных изваяниях застывших в ледяной печали ангелов... Однако, не взирая на столь колоритный нордический антураж, музыка пятерки исполнителей согревает уютным теплом: точно добрая порция грога, распитая у камина в сезон январской пурги. И в оном сосредоточена загадка парадоксально-противоречивой натуры Ragnarök - врачевателей душ, страдающих от индустриального сумасшествия современности.
Итог: весьма приятная ретроспективная работа от подлинных художников звука + удачное приобретение в коллекцию меломана со стажем.

19 февр. 2009 г.

Ache "Pictures From Cyclus 7" (1976)

В славной когорте скандинавских народностей датчане всегда выглядели эдакими культурными обособленцами. Даже местечковые корневые фольклорные пласты залегают на принципиально иной глубине, нежели у тех же шведов с норвегами. Схожим образом обстоит дело и с музыкой, в частности с арт-роком. И хотя количество здешних ансамблей, работавших в интеллектуальном жанре, заметно уступало ближайшим северным соседям, по оригинальности идей обитатели датского архипелага сумели переплюнуть многих, умудряясь сочетать в едином саунд-пространстве разнополярные элементы. Однако оставим пока в стороне экзотические проявления нордического прогрессива и обратимся к более традиционным его представителям. Вы правильно угадали, речь пойдет об Ache - артовом конгломерате исполнителей, возникшем на заре семидесятых.
Любопытно, что уже первая пластинка ребят "De Homine Urbano" (1970) претендовала на глубокомысленную солидность, ибо включала одноименную 20-минутную сюиту, задуманную как музыка к балету. Композиционные рок-выкладки приглянулись хореографам из Копенгагена. Балетная постановка состоялась, имела успех и позднее даже была представлена в Москве. Следующий релиз, "Green Man" (1971), явился своеобразной декларацией путей развития группы. Уникальность собственного творческого метода лидеры Ache - органист Петер Меллин и гитарист Финн Олафссон - позиционировали таким образом: "драматическая художественная форма, основанная на слиянии тяжелого рока, легких психоделических тонов, танцевальных элементов и сценического действия". В общем, по мысли вышеозначенных товарищей, их детище вполне претендовало на гордое звание рок-театра, ни больше ни меньше. Не согласных со столь категоричным лозунгом басиста Торстена Олафссона и драммера Глена Фишера попросили на выход. Замену им искали долго, три с лишним года. За это время духовные отцы проекта сочинили массу приятной музыки, но требовалось обогатить ее текстуально. На помощь подоспел поэт Бо Лилесойе, в порыве вдохновения накатавший для новых друзей цельное либретто. Дело обернулось рок-оперой, что, несомненно, было на руку обоим мессирам. Воплощать "Pictures From Cyclus 7" в жизнь пособляли новобранцы - вокалист Стиг Кройцфельд, гитарист/вокалист Джонни Геллетт, басист Стен Тофт Андерсен и ударник Герт Смедегаард. Не сказать, чтобы звуковые структуры альбома поражали воображение какой-то там особенной внутренней драматургией или наличием сложных сюжетных планов. Это, скорее, собрание мелодичных пьес, выстроенных по канонам легкого симфоник-арт-рока, прекрасно сыгранных и профессионально аранжированных. Отдаленные параллели можно провести с англичанами The Alan Parsons Project (примерно одинаковый уровень смысловой нагрузки и доступности материала). По крайней мере, на фоне творений современников концептуальное полотно датских умельцев выглядит весьма достойно. И чем не повод для маленькой радости меломана-"ностальгиста"? Рекомендую.

16 февр. 2009 г.

Glass "Illuminations" (2005)

"Иногда они возвращаются..." Эта фраза с легкой руки Стивена Кинга прочно вошла в обиход, особенно полюбившись журналистам. Ничего не скажешь, эффектно! Впрочем, в отношении калифорнийцев Glass оное расхожее выражение звучит абсолютно уместно. Славный американский ансамбль появился на свет божий еще в начале семидесятых благодаря пышущим творческой энергией братьям Шерманам - органисту Грегу и мультиинструменталисту Джеффу. На протяжении лет ребята с относительным успехом давали концерты для тамошней публики. Отдельные выступления записывались на пленку, дабы спустя четверть века быть изданными прогрессивно настроенными французами с лейбла Musea. Тогда же случился и реюнион канувшей было в забвение группы. На пороге Миллениума "маэстры" Шерманы напомнили о себе весьма неплохим двойным релизом "No Stranger To The Skies" (2000), показав, что пороха у них в загашнике хоть отбавляй. А через пять лет последовало продолжение в виде диска "Illuminations". И оказалось оно по-своему весьма любопытным...
Основа пластинки - комплексные инструментальные клавишные партии в традициях "золотого десятилетия". По сути, вся программа сконцентрирована в трех эпических, поделенных на несколько частей композициях. Если ударное интро "Overture" скроено по канонам искусственно состаренного симфо-прога, где главными ингредиентами являются толстенные саунд-слои меллотрона да "Хаммонда", то дальнейшее развитие охарактеризовать в паре слов крайне непросто. Таинственная конструкция с заковыристым названием "The Secret Life of Aqua L. Long" явно инспирована спейс- и краут-роковыми командами прошлого. В палитре смешиваются плавные "ликвидные" натяжения "Роландов" с "Коргами". Футуристическое ощущение усиливает легендарный английский басист Хью Хоппер (Soft Machine, Isotope, Gilgamesh, соло), нагнетающий трансовую обстановку при помощи фузз-эффектов. Тенденции околокосмических странностей наполняют и магнум-опус номер два, красноречиво обозначенный "Electronic Synaesthasia". Открывающая его секвенция оформлена в духе Tangerine Dream. Но не стоит ждать от этой вещи тотального "релакса", поскольку эмбиент-идеи трансформируются в небанальный фьюжн с экзотическим антуражем мистериально-тантрического толка. Такими вот окольными путями подводят хитроумные братцы своего слушателя к наиболее внушительному треку релиза - "Alchemy of the Word". Напористые партии органа, атакующая перкуссия, уравновешенно-лирическое пиано, пышные ретро-оркестровки, ELPшные игровые выкрутасы плюс немножечко здорового пафоса - словом, Его Величество арт-рок как он есть. Заядлым консерваторам будет чем насытиться и в премилой мрачновато-виртуозной вещице "Slightly Behind All The Time", уносящей в приснопамятные времена прото-прогрессива. Ну а финальная "Gaia" - истинный подарок поклонникам кентерберийского рока, ибо тут на авансцену выходят воскресшие из небытия гиганты-родоначальники жанра - Ричард Синклер, Фил Миллер и Хью Хоппер, благословляющие караваны бесшумных машин на вечное странствие по просторам музыкальной Вселенной.
Итог: чудесный прогрессив-деликатес для настоящих гурманов. Им-то и рекомендую. Остальным - по вкусу.

13 февр. 2009 г.

Dan Ar Braz "Septembre Bleu" (1988)

"Я никогда не занимался фольклором в чистом виде, ведь я музыкант из рок-волны шестидесятых".
Оно, может, и так, да только мировое признание уроженец Бретани Даниэль Ле Брас (р. 1949) обрел благодаря увлечению наследием далеких предков, носивших гордое имя - кельты. Будущий ас гитарного искусства не переступал порога музыкальной школы. Его университетами являлись бары, где выступали Донован, Ван Моррисон, Рори Галлахер - исполнители, чье творчество во многом опиралось на фолковую основу. Дан слушал, восхищался, мотал на ус. А после брал инструмент и с завидным упорством постигал азы того, что впоследствии сформирует базис его собственного, уникального стиля игры...
"Septembre Bleu" вводит слушателя в эру зрелости маэстро Ар Браза. Девять инструментальных пьес, многоликих, как сама жизнь. Солнечная беззаботность первых сентябрьских деньков граничит здесь с драматическими любовными коллизиями; соленые морские пейзажи северо-западных областей Франции постепенно сменяются видениями внушительных сводчатых кладовых памяти. Каждый этюд - маленькая главка в биографии большого художника, тонко ощущающего состоятельность судьбы и карьеры. Подобные звуковые откровения рождаются в минуты, когда хорошо на сердце, когда ты свободен от предвзятостей и суеты. Яркие плавные гармонии, прочувствованные электрогитарные пассажи, заряженные мудрой красотой. Доказывать кому-то что-либо... зачем? Он не мальчик, пора метаний давным-давно пройдена. Кельтский рокер? Прекрасно, но это всего лишь ярлык. А тут... тут другое. Музыка вне рамок, вне моды, вне времени. Его стихия мечты, сияющие горизонты вечности. И есть, с кем разделить радость замыслов: опытный клавишник Бенуа Видеманн (Magma, группа Дидье Локвуда и др.), ударник Стефан Бланшон, басисты Фран Даниэль и Эрик Серра - будущий маститый кино-композитор, соратник режиссера Люка Бессона.
Стилистически пластинка выдержана в теплой, душевной фьюжн-манере. Во главу угла мастер и помощники ставят мелодичность повествования. Образы легки и прозрачны, трепетно светоносны и вместе с тем достаточно глубоки. В соединении взрослого опыта с почти мальчишеским упоением реальностью кроется своеобразная магия. Ее-то и дарит нам щедрый гений Дан Ар Браз, погружая в мир своих проникновенных воспоминаний и элегических грез.
Итог: чудесный релиз, близкий по духу отдельным альбомам Пэта Мэтини и Энтони Филлипса. Не пропустите.

10 февр. 2009 г.

Rousseau "Square the Circle" (1988)

Выпустив пару великолепных пластинок ("Flower in Asphalt" и "Retreat"), немецкие арт-мелодисты решили поразить добропорядочную публику кое-чем необычным. С этой целью коллектив устроил тур по городам и весям "фатерлянда", в течение которого все желающие могли лицезреть музыкально-театрализованное шоу "Фантазия глупца", навеянное одноименной композицией с дебютного альбома Rousseau. Поэтическая рок-мистерия, устроенная силами группы в содружестве с клоунами-мимами и кордебалетом, пользовалась определенным успехом у зрителей. И это обстоятельство вдохновляло членов квинтета...
Прошло время. В составе случились некоторые изменения: выбыли басист Георг Хютмахер и гитарист Йорг Шварц. Вакантные места заняли Кристоф Масбаум и Уве Шиллинг, соответственно. К тому моменту у лидера команды - органиста Рейнера Хофманна близилась к завершению работа над новым материалом. В сентябре 1987 года Rousseau удалились в студию "Аудиотрефф", и энное количество дней спустя третий альбом "Square the Circle" уже вовсю микшировался звукоинженером Дьёрдем Хиллом. Что же на сей раз приготовили своему слушателю доблестные тевтоны?
В принципе, обошлось без сюрпризов. Коньком ансамбля по-прежнему остался теплый и лирический арт-рок, с немалой Camelобразностью (в духе наиболее "легких" дисков англичан периода 1978-1982 гг.). Композиционные структуры оказались разбавлены несколькими вокальными номерами (напомню, что ранее германские прогрессоры всячески избегали проявлений песенного жанра) - причем, довольно приятными. Специально для этого к записи были приглашены Герберт Руппик, озвучивший треки "Fade Away" и "Isle of Light", а также Дитер Мюллер, на чьем счету голосовая окраска еще двух вещей - "Masquerade" и "As If Painted". Впрочем, главное заключено в изысканной атмосфере релиза. Да, по сравнению с предыдущими опусами Rousseau "Квадратура круга" выглядит менее серьезной и закрученной. Но, смею заверить, свойственное ребятам деликатное волшебство не исчезло. Чарующий привкус сказки ощущается практически в каждой пьесе, достигая наивысшей концентрации в таких дивных этюдах, как "Avenue du Printemps", "Timeless", собственно "Square the Circle" и попросту божественной "Magical Moments - reprise", где гитарные синкопы Уве Шиллинга растворяются в выразительных пассажах струнного квартета под управлением Иштвана Наги.
Не ждите от данной программы концептуального глубокомыслия семидесятых. Козырь ее в ином. Это, если хотите, гимн красоте, бесконечно привлекательной новизне природы, таинствам и загадкам окружающего мира... Ода гармонии и покою, которых столь не хватает в нашем безумном, стремительно несущемся веке.

8 февр. 2009 г.

Overhead "And We're Not Here After All" (2008)

Служенье муз, как известно, не терпит суеты. Однако и застывшие в извечном самолюбовании формы подлинному искусству порою только мешают. После двух первых пластинок за финнами Overhead прочно укрепилась репутация ретро-прогеров. Не сказать, чтобы ребят такая диспозиция (равно как и необоснованные сравнения со Spock's Beard) шибко радовала. Взяв творческую паузу, участники квинтета постарались оценить отстраненно собственный интеллектуальный багаж, а заодно переосмыслить сочинительский подход на будущее. Были сделаны необходимые выводы (верные или нет - каждый, знакомый с их прошлыми работами, должен определить для себя сам), после чего последовал этап студийного затворчества. И вот на суд публики вынесен диск "And We're Not Here After All".
С первого же трека становится очевидно: произошла не только существенная смена ориентиров, но кардинальная ломка прежних аранжировочных приемов. В консерватизме бравых парней из Суоми теперь уж точно не упрекнешь. Забудьте про избитые семидесятнические уловки. Остались за бортом "Хаммонд" с мугами да меллотронами, к музыке коллектива нынче можно смело добавить приставочку "модерн". При этом (что радует) здесь абсолютно отсутствует столь модный в последнее время уклон в стилистику Radiohead или Muse. Финские граждане умудрились в беспросветном депрессивно-надрывном сумраке новой эры отыскать некий "третий путь", чересчур узкий для мэйнстрима, однако для индивидуалистов, каковыми несомненно являются Overhead, подобное в самый раз. В плане композиционном решили больше сфокусироваться на мелодичности материала, послав к чертям треклятое технарство. В итоге умеренно эпические конструкции скандинавов приобрели неслабый лирический оттенок. Фронтмен группы Алекс Кескитало заметно прибавил как певец. Внутренняя драматургия каждой из пьес раскрывается им довольно точно; будь то меланхолия или же острые вспышки эмоций - все отмерено в нужных долях. Немного жаль, что поубавилось количество флейтовых пассажей, но, видимо, такова современная политика ансамбля. Органист Тармо Симонен великолепно распределил звуковой баланс меж электронными тембрами синтезаторов и саундом чистого фоно. В скромных клавишных оркестровках ничего лишнего, всякий штрих занимает строго отведенное ему место. Гитарные партии простираются от акустических арпеджио и комплексных прогрессивных соло старой школы до ядреных хард-роковых зарядов. В завершающем, гимнообразном по торжественности опусе удачно подключается Петра Окса, несущая ответственность за бэк-вокальное сопровождение. Мощный финал ставит жирную точку в этом любопытном концептуально-философском соническом путешествии.
Резюмирую: отличный релиз, истинная прелесть которого постигается где-то со второго прослушивания. Рекомендую.

4 февр. 2009 г.

Flairck "The Lady's Back" (1980)

Дебютный диск голландцев даровал им натуральную "путевку в жизнь". Славный акустический коллектив Эрика Виссера, в одночасье обласканный различными премиями, теперь буквально разрывали на части. Представители разнообразных программ национального телевидения наперебой зазывали к себе симпатичную четверку музыкантов. Устроители концертов становились в очередь к ребятам из Flairck. И это испытание славой кое-кого начало тяготить... Ушла скрипачка Джуди Шомпер, чьи блистательные партии служили украшением первой пластинки. Горевать, впрочем, было некогда. Практичный Эрик довольно быстро сыскал замену. К троице мужчин примкнула Сильвия Хаутзагер, помимо скрипки, искусно владеющая виолончелью и арфой. Покуда улаживали все технические нюансы, подоспел новый материал. Пару вещей сочинил флейтист Петер Викерс, еще пару (включая развернутую трехчастную "Some Funny Symphony") - сам Виссер. Вдовесок взяли традиционный наигрыш "The Butterfly", переосмыслив и аранжировав его по-своему. К началу 1980 года альбом под названием "Gevecht Met De Engel" ("Борьба с ангелом"), в интернациональном варианте почему-то озаглавленный "The Lady's Back", был полностью завершен. По итогам продаж программа достигла "золотого" статуса, вновь замелькали очередные награды и приглашения на различные престижные мероприятия... Заслуженно ли, поинтересуется гипотетический меломан? Отвечу коротко: да. Абсолютно заслуженно, потому как в качественном отношении фламандским арт-фольклористам удалось перещеголять самих себя.
Открывающая "East to West Express" без лишних церемоний заряжает слушателя драйвом; однако в середине темы следует мастерский, почти незаметный переход в пространный минор, точно из жаркого балканского полдня нас бросают в предгрозовую атмосферу Среднерусской возвышенности с ее неистребимой корневой предрасположенностью к меланхолии. Характерные пассажи на мандолине с гитарой, имитирующие балалаечный стиль игры, олицетворяют эфемерную зыбкость границы меж Востоком и Западом. Дивная "The Butterfly" также весьма близка по настроению славянскому менталитету. Несмотря на использование ситара, в этой вещи нет ничего специфически индийского. Напротив, духовые Викерса (в комплекте с флейтами Петер задействует всяческие хитроумные рожки да дудки) звучат сродни каким-нибудь пастушьим свирелям или жалейкам. Изящнейшая гитарная интерлюдия "For Antoinette" очаровывает легкокрылыми барочными кружевами. Композиционное поле "Street-Organ Waltz" тяготеет, если так можно выразиться, к элегическому драматизму: есть тут и виртуозные скоростные фрагменты, и тонкие всполохи струнных, но общий оттенок все равно отдает мрачной поэтикой. В "Some Funny Symphony", вопреки названию, забавного крайне мало. Это роскошное произведение сложено из массы элементов, в совокупности образующих картину поразительной стройности: балом здесь правит зрелый классицизм камерного толка, описывать специфику коего - занятие до крайности бессмысленное. Подобными жемчужинами стоит наслаждаться многократно, всякий раз открывая некие свежие, неявные с первого раза "изюминки" полотна.
Итог: изумительный шедевр акустического прог-фолка, настоятельно рекомендуемый истинным ценителям прекрасного.

1 февр. 2009 г.

Steve Hackett "The Unauthorised Biography" (1992)

"Гитарист/композитор ищет музыкантов, восприимчивых к идее преодоления устоявшихся музыкальных форм". Кто знает, как бы повернулась история, если б на это объявление, помещенное в 1970 г. в газете "Melody Maker" талантливым интеллектуалом-самоучкой, не наткнулся Питер Гэбриэл. Остальное - легенда. С уходом Стива Genesis потихоньку скатились в мэйнстрим, начавший же сольную карьеру Хэкетт вскоре утвердился в ранге одного из сильнейших британских артистов. Вечный поиск нового, стремление к совершенной красоте звука - вот, что движет маэстро на протяжении десятилетий. Виртуозное исполнительское мастерство, помноженное на опыт и богатейший внутренний мир; в итоге - яркая индивидуальная вселенная духа, чья кладовая гостеприимно открыта каждому меломану. Его первые шаги в сольном варианте поражали своей уверенностью: от шедеврального дебюта "Voyage of the Acolyte" (1975), воплощающего в себе лучшие элементы классического эпического арт-рока, через уникальные эксперименты с саундом в "Please Don't Touch" (1978; вспомните гениально выстроенную одноименную вещь с ее психически атакующим напором!), к бесконечно привлекательным образцам симфо-прога высшей категории в виде пластинок "Spectral Mornings" (1979) и "Defector" (1980). Воистину, надо обладать незаурядными душевными качествами и блистательной эрудицией, чтобы за одну пятилетку изваять столько неповторимо прекрасных мелодий.
Данная компиляция иллюстрирует отдельные эпизоды творческой биографии тончайшего художника Стива. Хронологический охват подборки из пятнадцати треков составляет семнадцать лет. Здесь и хорошо известные, в гармоническом отношении традиционные для Хэкетта "Narnia", "Star of Sirius" и "Ace of Wands"; и своеобразное прогрессивное болеро "The Steppes", давно ставшее "коронкой" его концертных выступлений. Клавишноориентированная "Hammer in the Sand" обволакивает мягкими оркестровыми тонами, услаждая сознание чистыми фортепианными аккордами; первородной кримзоновской мощью пышет заряженная яростью "Slogans"; мастерским нагнетанием сумрачно-сумбурной нервозности отмечена "The Air-Conditioned Nightmare" - несколько нетипичная по хэкеттовским меркам пьеса. Имеются и впервые представленные широкому слушателю этюды, оформленные в 1992 году: это светлая лирическая песня "Don't Fall Away from Me", записанная на пару с Брайаном Мэем (Queen), а также сугубо акустическая зарисовка "Prayer and Dreams", навеянная путешествием в столицу Австрии - старинный город Вену.
Резюмирую: отличный обзорный экскурс в галерею образов великого английского музыканта. Рекомендуется всем, кто хочет познакомиться поближе с отборными жемчужинами из обширного наследия Стива Хэкетта.