3 дек. 2009 г.

Jonesy "Ricochet: Pioneering in 1972-1973" (2007)

Не будучи занесенным в число избранных представителей высшей арт-иерархии, английский ансамбль Jonesy, тем не менее, сыграл значимую роль в становлении европейского прог-рока. Отец-основатель достославной формации, гитарист и певец Джон Ивэн-Джонс ко времени создания группы успел выпустить сольный альбом "Collage", на котором клавишными партиями заведовал Джейми Калет. В итоге именно этому джентльмену доверили почетное место органиста в рамках новоучрежденного коллектива. Что касается ритм-секции, то на первых порах ее составляли басист Дэвид Пол и ударник Джим Пэйн, а в 1973 году освободившиеся вакансии соответственно заняли Джипси Джонс и Плаг Томас. "Тогда нас интересовала самая разная музыка, - вспоминает экс-лидер Ивэн-Джонс. - Шостакович, Заппа, Джон МакЛафлин, King Crimson... Мы слушали все, включая традиционный джаз, многое из того набора повлияло на звуковые структуры дебюта. И когда ребятам с лейбла Dawn поставили демо-запись... короче, это был шок"...
Что ж, руководство фирмы понять можно: ведь даже спустя тридцать семь лет комплексные произведения Jonesy способны впечатлить избалованного шедеврами меломана. Поэтому честь и хвала компании Cherry Red Records, взявшей на себя труд по выпуску данной компиляции, содержащей наиболее яркие опусы англичан. Пластинка 1972 г. "No Alternative" представлена четырьмя разнокалиберными треками. Ритмичная пьеса для сдвоенных гитар и меллотрона "1958" по признанию парней вдохновлена творчеством Фрэнка Заппы. Своим многоступенчатым рисунком она и впрямь напоминает отважные экзерсисы этого гениального экспериментатора. Впрочем, если копнуть поглубже, обнаружится некоторое сходство и с голландцами Supersister, а равно с адептами кентерберийской школы. Игровой номер "Ricochet" - визитная карточка Jonesy: фанковый драйв вкупе с нарочито торжественными напластованиями клавишных + бравурный цирковой финал. Развернутое полотно "No Alternative" подобно замысловатой мозаике: тут и тяжелые, почти что саббатовские риффы, и вычурные басовые размеры, и залихватские пассажи гитары на гипнотическом барабанном фоне - прогрессив, одним словом. Короткая "Reprise" служит переходом к следующей части программы, где неуемные затейники открываются с совершенно неожиданной стороны. Рамки квартета расширяются за счет вовлечения в процесс духовика Алана Боуна. В итоге привнесенные им идеи наилучшим образом отражаются на качестве материала: выразительное соло на трубе в сопровождении мечтательных пианиссимо ("Preview"); джазовые гармонии, спаянные с отголосками эпического арт-рока ("Questions and Answers"); светлейшие флейтовые пасторали, вливающиеся в бурное полифоническое море ("Children") - все это заслуга маэстро Алана. Парочка вещей с диска "Keeping Up" (1973), спродюсированного небезызвестным Рупертом Хайном, знаменует третий этап существования Jonesy. За образец выдвигается формула "общее облегчение саунда минус интеллектуальные заморочки". И однако же: если в меру игривая "Know Who Your Friends Are" худо-бедно укладывается в заботливо подставляемое директором прокрустово ложе, то в финальной композиции имени себя решительно настроенные музыканты таки уходят в импровизационный отрыв с внушающим уважение жанровым интервалом: от фри-джаза до симфонического авангарда; поневоле вспоминается Горький с его хрестоматийным "безумством храбрых".
Резюмирую: великолепное собрание исполнений от одной из самых неординарных команд ранних семидесятых. Рекомендую.