24 дек. 2009 г.

Djam Karet "New Dark Age" (2001)

На независимой американской сцене они впервые появились в начале 1980-х. Четверка скромных парней, назвавшихся странноватым балийским именем - синонимом бесконечно растянутого времени. Четкое видение собственных творческих ориентиров красноречиво отразилось в заглавии их дебютного альбома "No Commercial Potential". Да и вправду сказать, кому из директоров фирм-мэйджоров захотелось бы подписывать контракт с квартетом, исполняющим сугубо инструментальную музыку, к тому же весьма необычного свойства?
...Минуло пятнадцать лет. В активе Djam Karet постепенно скопился солидный багаж в виде десяти полнометражных релизов. На горизонте между тем явственно обозначилась новая эра - темная, по внутреннему убеждению членов команды. И эта тревожная близость еще не распробованной, заведомо враждебной эпохи привела в движение скрытые от глаз механизмы, настроив ансамблистов на волну сочинительства. Так и родился "New Dark Age", при ближайшем рассмотрении оказавшийся продуктом синтеза двух генеральных линий, конкретнее - прогрессив-рока, воспринятого из глубин семидесятых (к примеру, King Crimson), и электронно-психоделических спейс-проявлений, опять же произрастающих из мощной культурной среды известного периода. Ну-с, теперь по пунктам.
Открывающий опус "No Man's Land" скроен по достаточно традиционной для штатовских ребят формуле: ликвидные натяжения сдвоенных гитар Гэйла Эллетта и Майка Хендерсона, фоновые клавишно-синтезаторные подкладки от них же, "говорливый" бас Генри Джей Осборна и чеканная ударно-перкуссионная подача Чака Оукена-младшего. Недолгий этюд "Eclipse of Faith" своим однообразно-закольцованным саундскейповым рисунком словно испытывает меломана на прочность. Затем наступает черед мрачнейшей фрески "Web of Medea" с ее мелодическим, раскручиваемым по спирали монотематизмом, льнущими друг к дружке меллотроновыми паззл-частичками, дисторшированными гитарными репликами и призрачно-шумовым звуковым оформлением. Далее - авангардно-трансовый выпад в виде маленького заковыристого номера "Demon Train". На смену психопатическим вывертам спешит игровой эпик "All Clear", где маэстро Гейл бравирует солированием на электрооргане, а его верный напарник Майк не менее экспрессивно расстреливает пространство виртуозными струнными запилами; под занавес композиции парочка сбавляет ритмические обороты, переключаясь на мечтательные околоблюзовые арт-размышлизмы. Рефлексивная тематика получает продолжение в рок-медитации "Raising Orpheus" (тут к бойцам из стана Djam Karet присоединяется виолончелистка Дион Соррелл), после чего стартует интерлюдия "Kali's Indifference", расширяющая сознание до полной готовности к приему экзотической прогрессивной раги (пьеса "Alone With The River Man"). Пролонгированная зарисовка "Going Home" - своеобразное альтер-эго первого трека: знакомые, казалось бы, элементы картины, однако расположены в совершенно ином порядке. На закуску - кибернетическая кода "Eulogy", наполненная восьмидесятническими призвучьями синтезатора Oberheim от специального приглашенного Лорена Нерелла.
Резюмирую: нестандартная, лишенная аналогий программа, рекомендуемая поклонникам прогрессивных фьюжн-актов, а равно обожателям интеллектуально-некоммерческих ответвлений рок-музыки.

Комментариев нет: