14 дек. 2009 г.

Den Fule "Skalv" (1995)

Этот любопытный состав образовался на заре девяностых, когда пересеклись пути-дороги нескольких ветеранов шведской музыкальной сцены. Большинство участников Den Fule - представители фолк-рокового звена, что в итоге определило преобладающую роль народных мотивов в композициях коллектива. Если же брать шире, то творческая формула уникального септета базируется на мастерском синтезе элементов фолка, джаза, фанка и прогрессивного рока. Дебютная пластинка корифеев - "Lugumleik" (1993) - получилась на редкость удачной, свидетельством чему местный аналог премии Грэмми в категории "Лучший фольклорный альбом года". Столь успешное начало подтолкнуло немолодых уже северных джентльменов к покорению новых высот, и вот спустя пару лет на свет появился диск "Skalv", развивающий опробированные ранее звуковые идеи.
...Из гремучих позывных сугубо перкуссионного интро ("Skalv") постепенно вырастает насыщенная саундом духовых (Ола Бокстрём - дудочка, Юнас Симонсон - флейта) прозрачная мелодия ("Snäll"), подкрепляемая лихими этническими грувами (Штефан Бергман - бас, Кристиан Йормин - ударные) и невесомым гитарным кружевом (ответственный - Хенрик Седерблом). Напрягают лишь "варварские" вокальные приемы Хенрика Валльгрена. Однако следует учитывать, что подобная особенность пения тоже является данью традиции, да и привыкаешь к ней, в принципе, быстро. Уже в последующем номере "Skägget" внимание заостряется не на гортанных упражнениях фронтмена, а на исключительно любопытном аккомпанементе, в котором можно расслышать отголоски старинной деревенской плясовой + бравурную "джазинку", вносимую работающими в унисон саксами Стена Калльмана и маэстро Симонсона при драйвовой струнной поддержке Седерблома. Энигматическим флером подернута пьеса "Fly Med Mig": седая нордическая древность пополам с восточной психоделией питают ее трансовую оболочку. Инструментальный опус "Gammel-Hussin" на поверку оказывается адаптацией этюда, некогда сочиненного довольно известным в Скандинавии исполнителем Хансом В. Брими. "Den Blå Slåtten / Ormslå" демонстрирует нам очередной "мичуринский" опыт по скрещиванию разухабистой сельской польки с современными электрическими тенденциями (и недаром именно эта премилая безделица была включена в сборник "Nordic Roots", изданный лейблом Northside в 1998 г.). "Det Är Jag" достойно представляет такое замысловатое течение как этно-панк: эдакая мрачноватая веселуха в канун Дня всех святых. Молодцеватая "Koptespakte" реанимирует из небытия застольные песни викингов, искусно обряжая однообразный в общем-то каркас полифоническим богатством аранжировок. В основе минорной акустической зарисовки "Jägaren Och Älgen" лежит коренная норвежская баллада: пространно-печальная тема, но тут она как нельзя кстати. Своеобразные шаманские интонации сквозят в "Rammeslåtten", построенной на соло-партиях флейты и фиддла, сопровождаемых дробным подстукиванием и тонким скрипичным елозаньем. Боевые куплеты, озвученные в треке "Pakt", вполне могли бы украсить короткий отдых варяжской дружины, а бессловесная "Storebackepolskan" авторства Хенрика Седерблома прекрасно иллюстрирует дивные перспективы жанра фолк-фьюжн. В финальном эпизоде под названием "Vinge" оживают темные кущи холодных лесов, встают пред внутренним взором объятые туманными кольцами горы: крайне живописное окончание и без того нескучного путешествия.
Заключение: крепкий и самобытный релиз, безупречно воплощенный профессионалами своего дела. Поклонникам угрюмого северного фолк-рока пропускать не советую.