Neil Ardley "Kaleidoscope of Rainbows" (1976)

По образованию - химик, по призванию - музыкант... Формально Нил Эрдли (1937-2004) - одна из ключевых фигур британской джазовой сцены 1960-70-х. Хотя сводить его творчество к единому направлению в корне неправильно. Отличаясь поразительной широтой кругозора, Эрдли неустанно пополнял и без того богатый внутренний мир. Можно сказать, что формирование замечательного артиста в точности соответствовало актуальным тенденциям времени. Новые звуковые формы внимательно исследовались им на предмет прочности и (при необходимости) находили отражение в работах этого интереснейшего персонажа. Смелые оркестровые эксперименты Стравинского, выразительные джаз-экзерсисы Эллингтона, прогрессивные поползновения рок-музыкантов... Нил безошибочно отбирал то, что было близко ему по духу, анализировал, находил точки соприкосновения и потихоньку закладывал фундамент собственных будущих пластинок. Увлечения этникой, классикой, джазом и симфо-роком определили характер альбома "Greek Variations" (1969), положившего начало удивительной трилогии, продолженной дисками "A Symphony of Amaranths" (1971) и "Kaleidoscope of Rainbows" (1976). О последнем хотелось бы поговорить отдельно.
Идейный посыл "Радужного калейдоскопа" берет истоки в фольклоре Индонезии. Существующие там звукорядные системы пелог и слендро привлекли внимание Нила Эрдли. Отсутствие точной фиксации высоты каждого тона, наличие оригинальных ладомелодических модификаций, способствующих максимальному выражению психоэмоционального настроя, показались англичанину настоящим открытием. Взятые на вооружение народные мотивы жителей Бали были пропущены Нилом сквозь электронную призму синтезаторов, партии которых он исполнил самостоятельно. С остальным помогали стародавние друзья и коллеги: духовики Боб Бертлс, Йен Карр, Тони Коу, Брайан Смит и Барбара Томпсон, виолончелист Пол Бакмастер, клавишники Джефф Кастл и Дэйв Макрэ, басист Роджер Саттон, гитарист Кен Шоу, ударник Роджер Селлерс и перкуссионист Тревор Томкинс. Семь частей сюиты иллюстрируют различные спектры радуги: тут и заводной этно-джаз ("Prologue - Rainbow One") с его массированной саксофонной подачей, и атмосферно-рефлексивный арт-номер ("Rainbow Two"), приправленный изысканными пассажами струнных, и преломление традиций яванского гамелана в модерновом фьюжн-ключе ("Rainbow Three"), и многое другое. Ритмическая структура "Rainbow Four" сильно смахивает на ранние опыты Jade Warrior, тогда как размытость палитры в "Rainbow Six & Seven" напоминает тех же JW, но уже в их дзен-буддистском варианте второй половины 1970-х. 15-минутный "Epilogue" плавно сводит вместе все генеральные направляющие с дополнительным элементом в виде авангардного бибопа, слегка маскирующего академический лоск данного эпика.
Итог: один из сильнейших релизов мирового фьюжн-прога, ничуть не устаревший и поныне. Советую ознакомиться (хотя бы для общего эстетического развития).

Комментарии