8 окт. 2009 г.

Fugato Orchestra "Neander Variations" (2004)

Альфой и омегой оркестрового прога в Венгрии принято считать группу After Crying. Действительно, многогранное творчество этой замечательной банды - отличная иллюстрация на тему близости классического и рокового миров. Однако время не стоит на месте. Стареющие ветераны медленно, но верно отходят вглубь сцены, давая возможность публике познакомиться со своими талантливыми последователями из числа молодых. И, вероятно, не будет большой ошибкой сказать, что среди наиболее ярких мадьярских команд нового тысячелетия Fugato Orchestra по праву занимает лидирующую позицию.
У руля формации находится выпускник Академии музыки имени Ференца Листа, органист и композитор Балаш Альпар (р. 1982). Помимо обязательных консерваторских штудий он в период студенчества активно интересовался джазом, слушал корифеев арт-рока, и мечтал создать коллектив, действующей формулой которого являлась бы комбинация различных стилей. На пороге Миллениума заветное желание Балаша исполнилось: отныне в его ведении настоящий оркестр из двадцати пяти человек, получивших специальное образование и не боящихся экспериментировать с формой. Вот этот "летучий отряд", сплошь и рядом засеянный "академистами", и воплотил в реальность программу под названием "Neander Variations".
Композиционные выкладки Альпара и К° впечатляют как недюжинным размахом, так и глубинным пониманием законов, лежащих в основе вариативных звуковых течений. Понятно, что симфонический аспект является определяющим фактором в деятельности Fugato Orchestra: струнные, духовые, хоры - все это представлено на дебютной пластинке в достаточно щедрой мере. Но не только классикой (пусть и собственного сочинения) живо детище маэстро Балаша. В штате на довольствии числятся электрогитарист + ритм-секция, а сам мастермайнд наряду с фортепиано использует богатые возможности синтезаторов, да к тому же недурно управляется с тилинкой - этнической дудочкой, изобретенной на берегах Дуная. Итак, пара слов об альбоме.
Начальные треки ("Neander Valley Chase", "Peace Of Mine", "Virelai") демонстрируют нам то лучшее, что некогда было зачато в симфо-роковой сфере артистами калибра Джона Лорда: полифонические оркестровые эскапады говорят на одном языке с электрическими партиями. При этом наслоения аранжировок не погребают под собой стройные мелодические идеи; пропорции, к чести Балаша Альпара, соблюдены идеально. В небольшой зарисовке "Serenade" клавишные работают в спокойно-виртуозном джазовом ключе, прекрасно вписавшись в общую элегическую мотивационную канву. Далее ("Marine Myth") наступает черед электронных тенденций, а после ("Etnoid") сознанием меломана вновь овладевает игровой прог-рок в эпических тонах. Медитативность дилогии "Haiku" подмывается секвенсивной ритмикой "Witches' Sabbath". Фольклорные позывные пронизывают любопытный этюд "Tale about Modesty", а в сравнительно короткой пьесе "Hoquetus" фронтальные планы отданы залихватскому диалогу тилинки с трубой в футуристическом обрамлении. Миниатюрная "Joke" напоминает поздние опыты Лорда: своеобразный респект почтенному мэтру. Финальные рубежи диска заняты трехчастной заглавной сюитой - калейдоскопической по настроению, разномастной в жанровом отношении, исполненной с воодушевлением, фантазией и блеском.
Синопсис: торжество восточноевропейского прогрессива последних лет и великолепный подарок апологетам данного направления. Наслаждайтесь.

Комментариев нет: