2 сент. 2009 г.

Neo "Neo" (1980)

Так уж исторически повелось, что большинству представителей французской прогрессивной сцены импонирует эстетика мрачного фатализма, темные философские материи, берущие начало в творчестве King Crimson и Van der Graaf Generator. Рассудочные попытки одержать победу над звуковым хаосом предпринимались когортой тамошних команд с начала 1970-х, и надо признать, подобные эксперименты всегда пользовались повышенным вниманием в молодежной среде. В данном отношении Neo (инструментальный секстет из провинции Моселль) резко выделялись на фоне местных коллег по арт-роковому цеху, ибо музыка ребят являла собою уравнение из нескольких генеральных составляющих: 1) теплый залихватский фьюжн, инспированный ранними альбомами Карлоса Сантаны, кентерберийцами Soft Machine и виртуозами Return to Forever; 2) легкая психоделика Pink Floyd среднего периода; 3) отчетливые лирические черты, почерпнутые у ансамблей классического звена (Genesis, Camel etc.). И несмотря на тот факт, что оформилась группа в 1975 г. (первоначально выступали под вывеской Neo-Hysteresis), шанс увековечить себя в виниле представился нашим героям лишь спустя пять лет, когда интеллектуальный рок-жанр основательно подрастерял большую часть завоеванных территорий. Впрочем, доблестные бойцы из клана Neo не спешили сдаваться на милость яркому пустоголовому "диско". Засев в страсбургской студии Omega, парни за пять дней записали шесть композиций, многократно обкатанных прежде на клубных площадках. Лимитированный тираж в тысячу копий, естественно, разлетелся, но это не уберегло коллектив от последующего распада.
Релиз открывается бодрым треком "Osibirsk", темпоритм которого вкупе с бравурными гитарными запилами и стойким джаз-роковым колоритом заставляет вспомнить голландцев Finch; однако мажорная легкость номера все же обманчива, поскольку в его тканевой структуре периодически пробиваются напряженные нотки, а под занавес слушателя и вовсе погружают в пространную космическую истому. "Scene De Chasse" рисует драматично-динамичную картину охоты, решенную опять таки в довольно мозаичной стилистической манере (фьюжн - прогрессив - хард-рок), хотя на целостности произведения сие никак не сказывается: полотно выглядит вполне законченным. Прелестна тревожно-мечтательная электронная пьеса "Joiwind", отсылающая к богатому наследию Tangerine Dream. Опытам с секвенсорами на твердой почве скоростного гитаризма под ураганный аккомпанемент саксофона уделяется место в опусе "Neoplasme", тогда как идущая следом 10-минутная "Sortie De Bain" полнится всеми оттенками настроений. Конечная "Plage II" - яркий образчик научно-фантастического саундтрека, перекликающегося с синтезаторными вариациями небезызвестного Эдуарда Артемьева. Что касается пары бонусов, дополняющих издание, то они воплотились в жизнь гораздо позже двумя бывшими членами Neo (правда, в контексте программы воспринимаются странно): "Jazz N' Roll" я бы окрестил цифровой джаз-медитацией, а финальный этюд "Song 4 Miles" и вовсе надуманная сэмплированная чехарда, почему-то адресованная родоначальнику течения фьюжн Майлзу Дэвису. Как бы там ни было, фундаментальное содержимое диска по-своему весьма оригинально, да и слушается с интересом. Рекомендую к ознакомлению.