6 авг. 2009 г.

Woolly Wolstenholme & Maestoso "Uneasy Listening" (2009; 2 CD)

Композитор и органист Стюарт "Вулли" Уолстенхолм - один из основателей культового арт-рокового ансамбля Barclay James Harvest, которому он служил верой и правдой целых двенадцать лет. Но все хорошее имеет свойство заканчиваться. И когда в 1979 г. BJH взяли курс на незамысловатый АОР, тяготевший к более серьезным экспериментам Вулли принял решение начать соло-карьеру. Благо, в числе знакомых музыкантов нашлись люди, готовые поддержать его на новом поприще. Сподвижниками Уолстенхолма на годы вперед стали гитарист Стив Брумхед и ударник Ким Тернер: с ними маэстро прежде работал над концептуальным альбомом "The Eye of Wendor" (1978) в масштабном проекте Mandalaband. И вот, укрывшись под вывеской Maestoso, троица принялась за дело...
"Uneasy Listening"- творческий отчет Вулли и K° за весь период существования, то есть с 1980 по 2008 гг. Подборка из 36 треков демонстрирует обширную палитру выразительных средств, использовавшихся мастермайндом мероприятия на протяжении долгого пути. Жанровые приоритеты Уолстенхолма при этом если и колебались, то не слишком значительно. Герой данного обзора был и остается заложником двух генеральных линий - симфонической и мелодик-роковой. И уже первая безымянная пластинка Maestoso (1980) в стилистическом отношении являлась эдаким дрейфом от внушительных артовых берегов в сторону приятственной, хоть и помпезной поп-манеры. Элементы здоровой эклектики прошивают ткань полотна насквозь. Если непретенциозный радио-номер "Sail Away" как раз таки исполнен в ключе поздних Barclay James Harvest, то 7-минутная оркестровая прог-драма "Patriots" - полнейшая его противоположность. Грузным проклассическим пафосом давит интро композиции "Maestoso", дабы затем развернуться в эпическое произведение, скроенное по канонам вышеупомянутых Mandalaband (нет, не случайно зачинщик последних Дэвид Рол продюсировал дебютный диск Вулли) пополам с почерпнутыми у негласного учителя Роберта Джона Годфри (The Enid) аранжировочными приемами. Не менее интересны и другие вещи с того же релиза - интригующая "American Excess", сказочно-прозрачная "A Prospect of Whitby" и ударный фьюжн-ролл "Lives on the Line", воскрешающий в памяти картины из славного прошлого супергруппы UK.
Вторая позиция в дискографии Maestoso - "Songs from the Black Box" (1982) - представляет собой облегченный вариант предшественника. Аналоговые тембры потеснились под натиском ультрамодных синтезаторов, глубокомысленная прогрессивность с ее инструментальными изысками поддалась искушению песенной формой. Не сказать, чтобы взятые со звуковых сессий начала восьмидесятых пробнички были плохи. Напротив, в контексте всеобщего танцевального бума тех лет превосходно оформленные баллады, наподобие "All Get Burned" с ее клавишными переливами и красивейшими акустическими вензелями, выглядели чем-то исключительным, но основной музыкальный ряд не избежал отметки эпохи. Записанные мистером Уолстенхолмом в одиночку пьесы вроде "The Will to Fly", "The Sunday Bells", "Open" - среднетемповые, не лишенные "изюминки" откровения усталого арт-менестреля. И, надо признать, слушаются они куда искреннее, чем "перестроечные" потуги бывших матерых прог-зубров.
CD № 2 обнажает суть Maestoso образца 2000-х. Долгожданное ощущение свежести пробивается в каждой из аудио-позиций, точно у команды с приходом Миллениума открылось второе дыхание. Не обошлось без сюрпризов, к коим можно причислить общее утяжеление саунда. Альтернативного пошиба дисторшированные гитарные риффы Стива Брумхеда выпирают острыми углами на фоне монументальных оркестровок Вулли в "Souk". Ностальгией по прекрасной поре молодости полнится объемный шедевр "One Drop in a Dry World" - абсолютная жемчужина в неоклассических тонах. Условно-филармоническую линию развивает минорная рефлексия "A Waiting Game". Еще один прекрасный этюд - полифонический опус "2 Am" с широкими симфоническими мазками, пассажами меллотрона и выпуклым басовым рисунком. Впечатляет и "Through a Storm" - синтез проникновенной элегичности с насыщенным мелодическим прогрессивом. "The Iceman Cometh" - чудаковатый пример селекции, смешение ритм-н-блюзовых тенденций 1960-х с навороченным электрическим саундом последнего десятилетия. Неожиданные фолковые мотивы питают пасторальную зарисовку "Hebden Bridge", плавно трансформируясь в бессловесную барочную интерлюдию "Loot". Темное средневековье оживает в минуэтообразной структуре "Harp and Carp", поражающей богатством и оригинальностью авторской мысли убеленного сединами Стюарта Уолстенхолма. И только стоит расслабиться под неспешные аккорды "Faith, Hope and Charity" да "Matilda Yarrow", как тут же и попадешь под раздачу в "кримзонутом" эпике "Soldier of Fortune". Однако финал этой повести - "The Angelus" - воистину одухотворен, величествен и светел.
Итог: отличный подарок от лейбла Esoteric Recordings всем любителям умной рок-музыки. Не пропустите.

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Величественная музыка, благодарю!

Кому может и проста, по мне так красива и волшебна!
Бальзам на душу усталому и разочаровавшемуся бродяге.