25 июл. 2009 г.

Ketil Bjørnstad "The Nest" (2003)

"Место для артистической экспрессии". Так характеризует концепцию альбома его автор, норвежский пианист, композитор и новеллист (автор свыше двадцати литературных романов) Кетиль Бьорнстад. Известный в основном своими околоджазовыми пластинками, маэстро не замыкается в рамках какого-либо направления. Творчество этого удивительного комбинатора объемлет различные эмоциональные спектры, а потому форма - дело второстепенное. На создание "The Nest" Бьорнстада вдохновили художественные фотографии Евы-Марии Риглер. Схваченные объективом образы оказались близки по духу тонкой натуре Кетиля. Отталкиваясь от них, мастер пустился в собственный полет фантазии. Сочиненные в итоге интерлюдии более всего напоминают черно-белые сны, визионерские откровения зрелого и вместе с тем необыкновенно богатого внутренне человека. Другим источником инспирации явилась поэзия американца Харта Крейна (1899-1932). Печальная рефлексия его стихов вкупе с парадоксальными выводами (I can remember much forgetfulness. - На моей памяти столь много беспамятства.) глубоко тронула сердце Бьорнстада. Выбрав из книги несколько вещей Крейна, Кетиль написал шесть песен, озвучить которые пригласил участницу дрим-поп-ансамбля Bel Canto Аннели Дрекер (в начале 2000-х тесно работала с воссоединившимися a-ha). Помимо нее к сотрудничеству были привлечены альтистка Нора Таксдаль, гений фьюжн-гитары Эйвинд Орсет и синтезаторный волшебник Кьетиль Бьеркестранд (Timbersound). Результат совместных сессий - семнадцать ментальных зарисовок, часть из которых базируется на чистом, проникновенном и красивом саунде фортепианных пассажей мастермайнда проекта. От сольной пространной меланхолии Бьорнстад плавно переходит к возвышенно-романтическим этюдам камерного свойства, где в фокусе слушательского внимания оказывается голос Аннели. Затем композиционные планы сдвигаются, на авансцене возникают новые любопытные декорации, в которых отлично уживаются классические струнные партии и новомодные электронные сэмплы. Надо сказать, процесс синтеза консерваторского инструментария с достижениями современных технологий выполнен на диво гармонично, с великолепным пониманием всех нюансов. Детализация схемы восхищает профессионализмом. Ну и конечно же, Музыка. То степенно-умудренная - средоточие достоинства и невозмутимости; то мечтательная, хранящая воспоминания о первой юношеской любви; то по-северному угрюмая, несущая в себе большой нервный заряд. Яркий сочный глянец, как это бывает и в жизни, спустя энное количество времени, оборачивается пожелтевшим оттиском с по-прежнему дорогих мгновений бытия. Однако, как знать: быть может, в этом и заключается единственный смысл сущего...
Словом, превосходное воображаемое путешествие по узловым хронологическим пунктам чьей-то умозрительной биографии. Советую приобщиться.

Комментариев нет: