Jukka Tolonen "A Passenger to Paramaribo" (1977)

Национальный герой Финляндии, один из лучших гитаристов мира Юкка Толонен заслужил признание в 16-летнем возрасте, став участником популярной фьюжн-банды Tasavallan Presidentti. Затем была гостевая деятельность в набирающем обороты арт-ансамбле Wigwam. А после - весьма удачная сольная карьера, позволившая амбициозному парню раскрыться в качестве многогранного композитора и исполнителя. Коллег по цеху Юкка подбирал крайне тщательно. Сперва попутчиками в его музыкальных странствиях являлись исключительно финские инструменталисты. Однако к марту 1977 года ситуация изменилась: бэнд маэстро Толонена приобрел интернациональный окрас. За ударной установкой воцарился темнокожий афроамериканец Билл Карсон, альт-, тенор- и сопрано-саксофонами завладел швед Кристер Эклунд. Шести- и двенадцатиструнные электроакустические агрегаты поделил на пару с мастермайндом румын Костэ Апетреа, уже успевший наделать шуму в составе культовых скандинавских прог-балагуров Samla Mammas Manna. И лишь клавишник Эса Котиляйнен да басист Илкка Хански, будучи одного роду-племени с командором, не позволили окончательно превратить их маленькое предприятие в нечто под соусом "multi-national". Но довольно пустопорожних фраз, поговорим непосредственно о пластинке.
1) Заглавный номер - натуральный образец коллективного творчества. Вещь, к сочинению которой приложили руку все члены группы, вышла полифонически-драйвовой, с цепкими грувами ритм-секции, разливистыми партиями органа и синтезатора Муга, бесподобными гитарными "хуками" и зигзагообразными соло, цементированными слоями духовых... В общем, чистый смак, да и только. 2) "Punks!", несмотря на название, представляет собой прекрасный образчик теплого озорного фанк-рока. Звуковое поле подвергается риффовым струнным наскокам и энергичной напористой атаке со стороны саксофона, бьющего точно в цель. 3) Лирическая пастораль "Tanja" соединяет в себе проклассическую и фольклорную линии, сходящиеся в ажурных акустических переборах. 4) "Phantastes" - прекрасный мелодический арт-фьюжн, своеобразный привет во времени для Дана Ар Браза, который придет к подобным мотивам через четверть века. 5) В "Air Rock" намешано всего понемногу, охарактеризовать коротко не получится. Целостность же соблюдается за счет элегического настроения, заложенного в фундаменте трека. 6) "Dimitri" - бенефис молчаливо-улыбчивого Костэ, плетущего замысловатые кружева в центральной части (естественно, при внушительной поддержке Юкки). 7) Замыкающая 8,5-минутная конструкция "What Went Wrong" - единственный вокалосодержащий опус на альбоме. Спокойно-рассудительные интонации голоса Билла Карсона, сопровождаемые прозрачным и вместе с тем насыщенным аккомпанементом реанимируют в памяти творения ранних Wigwam. Отличная кода поистине замечательного релиза, неустаревшего по сию пору. Советую приобщиться.

Комментарии