28 мар. 2009 г.

Viima "Kahden Kuun Sirpit" (2009)

Дебютный диск Viima "Ajatuksia Maailman Laidalta" (2006) большого рапространения по миру не получил. Да, были неплохие рецензии в отдельных прогрессивных изданиях. Однако неанглоязычному материалу трудно пробиться к глобальной слушательской аудитории: таковы железные законы действительности. В итоге практически полным составом участники группы сосредоточились на творческой деятельности в рамках арт-фолкового проекта Kosmos, ориентированного как раз на финскую публику. Впрочем, отцы-основатели Viima Микко Юси-Укари (гитары, меллотрон) и Киммо Ляхтинмяки (аналоговые клавишные) не оставляли надежды на реставрацию своего детища. И час пробил. Прекрасную вокалистку Пяйви Килмянен сменил Ханну Хилтула (флейта, сопрано-саксофон, клавишные). Остальные вакансии заняли басист Яапо Хонканен и ударник Микко Вяаряла. На сочинение оригинальной программы ушло почти два года. Срок немалый, но результат определенно стоил затраченных усилий. Любопытно, что из четырех эпических треков на долю старожилов приходится лишь один: почти восьмиминутный инструментал "Sukellus (The Dive)" сподобился написать мастермайнд Viima Микко Юси-Укари. Что до оставшихся трех четвертей пластинки, то их авторство на совести новобранцев.
Открывающая композиция "Autio Pelto (Barren Field)", принадлежащая перу г-на Хилтулы, выстроена на сочетании традиционных скандинавских мотивов с симфо-проговыми изысками. Вещь большей частью бессловесная, что радует, поскольку соревноваться в певческом мастерстве с перешедшей на вольные хлеба красавицей Пяйви духовику Ханну явно бессмысленно: сурово-безыскусный тембр его голоса, весьма типичный для представителей Суоми, понравится не каждому. На ум приходят аналогии с Haikara: там в вокальном отношении примерно схожая ситуация. Но, вот парадокс: музыке это отнюдь не мешает. И даже напротив, придает определенный местечковый колорит. Лицезрением живописных озерных ландшафтов полнится второй номер "Unohtunut (Forgotten)". Драматизм бытия пропущен здесь сквозь призму мрачной красоты Севера. Эдакая трансперсональная психологическая модель, выраженная на звуковом плане. Вышеупомянутая "Sukellus (The Dive)" - мелодическая зарисовка с полным комплектом игровых средств: сакс работает в унисон с флейтой, электрогитарные партии разбавляются акустикой вкупе с органом, меллотроном и пиано. В общем, арт-рок в наилучшем виде. Заключительный 23-минутный боевик "Kahden Kuun Sirpit (Two Crescents)" - плод умственно-духовных подвижек барабанщика Вяарялы. И надо отдать должное парню, постарался он на славу. Гибкая полистилистика опуса объемлет множество элементов - от "сингер-сонграйтеровских" монологов под ритмический аккомпанемент до шикарных мечтательных слайд-всполохов с воздушными линиями клавишных и симфонических эпизодов, для чего специально пригласили академический струнный квартет. Словом, превосходная многоуровневая, гармонически безупречная конструкция, вызывающая исключительно положительные эмоции.
Резюмирую: по-настоящему самобытный и сильный релиз. Рекомендую.

25 мар. 2009 г.

Anthony Phillips & Joji Hirota "Wildlife" (2008)

"...Но Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись..."
Ошибался старина Киплинг: сошлись. Англичанин и японец. Ради общего дела. Того, что превыше прочих...
Интернациональный альянс Энтони Филлипса и Джоджи Хироты имеет давние корни. Впервые эти замечательные люди повстречались в 1980 году для работы над звуковой дорожкой к телесериалу "Rule Britannia". Первый гитарист легендарных Genesis по достоинству оценил мастерство перкуссиониста Джоджи и затем неоднократно приглашал восточного коллегу к участию в записи своих сольных альбомов. Однако есть в совместной творческой деятельности обоих совершенно особая глава, к прогрессиву в общем-то не относящаяся и все-таки представляющая немалый интерес для поклонников: музыка к фильмам и телепрограммам о дикой природе. Жанр этот по-своему уникальный; композиторов, подвизающихся в данной сфере, много не бывает, ибо требования здесь весьма специфические. Профессионализм + богатое воображение + умение вживаться в материал, чувствовать его временные и географические плоскости. Как оказалось, и Филлипс, и Хирота наделены подобным в избытке.
"Wildlife" - компилятивная подборка из 45 непродолжительных тематических треков. Смикшированы они столь искусно, что в результате слушатель получает прекрасный подарок из серии "По странам и континентам". Мелодические образы Филлипса всегда отличались яркими, тщательно проработанными текстурами. И тут он нисколько не изменил себе. В каждом из фрагментов общего ряда присутствуют глубина и объем. Призрачные клавишные партии оттеняются перкуссионной конкретикой, шумами саундскейпового толка. Энт практически не прибегает к помощи гитары, используя в качестве главного инструмента синтезатор. В его одухотворенных оркестровках чередуются мистическая размытость и академический размах. Потомок самураев Джоджи мастерски гремит, звенит и постукивает своими волшебными безделушками, периодически выполняя также обязанности духовика: в распоряжении хитроумного азиата многочисленные рекордеры и экзотическая вещь сякухати - японская бамбуковая флейта. Фантазия авторов не знает пределов: мысленные взоры дуэта обращаются то к тропическим лесам Амазонии, преследуя пожирателя душ - ягуара, то ныряют в прохладу Норфолкского леса. Царство русского медведя, атолл Мидуэй, наводящая ужас акула Юрского периода - вот далеко не полный список имагинативных воплощений, ожидающих нас в этом удивительном путешествии. Стоит лишь смежить веки, сделать погромче звук и ... добро пожаловать в неизвестность.

22 мар. 2009 г.

Streif "Nordic Winter" (2007)

Нордическая зима... Одно из волшебных чудес природы. Настоящий скандинав не устанет гордиться ею. Поэты, художники и музыканты будут вновь и вновь воспевать дивную красоту заснеженных просторов архипелага, но лишь избранным удастся постичь суть магической прелести местных ландшафтов. Норвежский инструментальный квартет Streif как раз из такой породы кудесников. Точно найденным звуком они добиваются гораздо большего, нежели иные расточители нот. Попробую вкратце обрисовать содержимое саунд-пейзажей.
Восемь из девяти треков этой пронзительной снежной сказки берут начало в фольклоре народностей полуострова. Исключение - открывающая диск "Эстонская колыбельная", автор которой - классический композитор Артур Густавович Лемба (1885-1963). Одухотворенная тонкость данного сочинения, или лучше сказать оды родному краю сродни невесомому колориту оркестровых полотен А.К. Лядова. Великолепные транскрипторы-аранжировщики Streif подменяют симфонические текстуры фолковыми красками: аккордеон Тома Карлсруда и маримба Биргера Мистереггена при содействии кларнета Георга Рейсса мерно погружают слушателя в печальную прохладу балтийского вечера. Кульминационный момент пьесы - появление электрогитары Торбьорна Ёкланда. Лаконично-выразительные пассажи выдают в нем достойного преемника гениального Терье Рюпдаля; подлинное наслаждение для мело-гурманов. "Brudesang Fra Solør" наполнена акустической чистотой и напевными гармониями. В эпической "Saktmodig Brudemarsj" минорные интонации плавно сменяются джазовым настроением, исходящим от сакса, и крайне прочувствованными блюзовыми гитарными соло. Меланхолией веет от короткого духового этюда "Jenta I Næset". И полнейшей противоположностью ему выступает задорная плясовая "Bessleiken" с совершенно неожиданным вкраплением элементов музыки клезмер (вот уж где действительно есть свинг и драйв!). Идиллические картины сельского марша оживают в насмешливой "Klarinettlåt Etter Thomas Lurås", но легкая грустинка периодически пробивается наружу и здесь. Надрывная "Den Første Valsen" - сердечный альянс кларнета с аккордеоном - проймет кого хочешь, а про насыщенную фолк-артовую зарисовку "Hjemlandsklokker" и говорить нечего: бесподобный экскурс от глубинной тоски к мощным брассовым аккордам вкупе с шикарной гитарой. 9-минутная проникновенная "Ballade" достойно завершает этот великолепный вояж по укромным уголкам Скандинавии: тут и предзакатный, неверно мерцающий свет, и катарсический плач струн, и боль расставания с чем-то очень понятным и близким...
Итог: восхитительно-божественная пластинка. Настоятельно рекомендую всем, независимо от личных пристрастий.

RA "Rising" (2009)

Похоже, совместное предприятие мастеров британской прог-культуры под названием RA обретает черты долговременного проекта. На фоне дебютного альбома "Wake" (2007), выдержанного в стилистике 1970-х, нынешнее творение англичан относительно саунда воспринимается чуть менее целостным. Объясняется это довольно просто. "Rising" - своеобразная компиляция идей, почерпнутых как из сольного наследия мастермайнда ансамбля - Роберта Эндрюса (бас, гитара, клавишные), так и перекочевавших из первой программы RA (треки "Kaugummimäßiges Musik" и "Spike", принадлежащая перу Джеффа Бека). Впрочем, расценивать релиз в качестве сборника было бы неверно, поскольку шесть из девяти композиций - свежие авторские вещи участников группы. Остановимся на них подробнее.
Открывающая "Theme Two" своего рода ответ на известный номер Джорджа Мартина "Theme One" (многим он знаком по версии Van Der Graaf Generator). Несмотря на тот факт, что написана тема дуэтом гитаристов (Дэвид Гроувз - Роберт Эндрюс), звуковым фундаментом ее служат органные партии Стива Хиллмена. Дышащая прелестным в своей наивности мелодизмом пьеса по внутренним характеристикам напоминает классические этюды прото-прогрессивного периода. Клавишноориентированная эпическая конструкция "Over the Edge" - бенефис маэстро Хиллмена, превосходный симбиоз "винтажных" поливов "Хаммонда" с современной электроникой. Попутно отмечу ловкую имитацию скрипичных соло, целиком сыгранных на синтезаторах. Легчайший гитарно-акустический эскиз "Standstill" явно предназначается поклонникам Стива Хэккетта. Картины воздушных замков Дэйва Гроувза, исполненные широкими, но деликатными мазками, поселяют в душе мир и гармонию. Милейшее произведение "Eyes of Jаnus", развивающее линию Януса, заложенную в предыдущем альбоме, вполне могло бы претендовать на звание инструментального хита; въедливая канва основного мелодического ряда вкупе с нарочито ровным программированием ударных - чем не вариант для ротации на радио? Впрочем, девять минут чистого времени... многовато для FM-диапазона. Гроувзовская элегия в стиле "модерн", незамысловато обозначенная "Tide", пришлась бы по вкусу любителям dream-арта а ля Chance. Совершеннейшей "белой вороной" в общей когорте опусов RA выглядит заключительное сочинение Эндрюса "Shambles": отголоски седой фольклорной старины, неожиданные эпизодические вкрапления испанских мотивов... Прибавьте сюда обильно задействованный в структуре данного акта архаичный клавишный инструмент мелодион, изобретенный на заре XIX столетия, и получите нечто совсем уж оригинальное.
Резюмирую: весьма любопытный образец арт-рокового жанра. Советую ознакомиться.

21 мар. 2009 г.

Ragnarök "3 Signs" (1983)

Гонка за временем чревата последствиями. И творчество шведского прог-ансамбля Ragnarök в данном отношении может служить уроком другим музыкантам. Приятные элегические пасторали, царившие на первой пластинке скандинавов, довольно быстро приелись самим создателям. Фольклорным красотам сказали твердое "нет", после чего был взят новый курс - на эклектику. Инструментальные диски "Fjärilar I Magen" (1979) и "Fata Morgana" (1981) с их калейдоскопическим содержимым (от хард-н-арта до психоделии и фьюжн-мотивов) более или менее оправдывали подобный подход. Однако при сотворении материала "3 Signs" знатные варяги из дружины Петера Брюнгельссона, похоже, перегнули палку с экспериментами. В итоге на свет появился альбом, после которого надлежало либо разойтись полюбовно, либо кардинально поменять ориентиры. Выбрали первое, и правильно. Ибо от старых добрых Ragnarök здесь практически ничего не осталось. Судите сами.
1) "Omen" – бездушные техноидные пульсации (передние звуковые планы отданы перкуссионным эффектам) сопровождаются вокальными экзерсисами, изрядно смахивающими на депрессивные стенания андроида-дегенерата. 2) "Dance of Spirits" знаменует собой вычурный альянс канонического спейс-рока с элементами "новой волны". Запрограммированная поступь ударных наслаивается на флойдоподобные космические переливы клавишных и тягучие позывные гитарного синтезатора (ответственный - Дан Йонссон). 3) "3 Signs" в оригинале - традиционная нордическая плясовая, но усилиями тандема Брюнгельссон—Йонссон она переиначена в сугубо электронную вариацию на тему развитого маразма. 4) "Anima" – довольно сумбурная композиция, окрашенная в неопсиходелические тона. 5) В "Mogadir" заводила Петер Брюнгельссон наконец-то воскрешает навыки сочинения мистических гитарных инструменталов. Правда, дело портят заунывные синти-аккорды, периодически вклинивающиеся в монолог. Что поделаешь - на дворе восьмидесятые! 6) "Snowman" – преломление мелодических решений предыдущего трека в нововолновом ключе с манерным (читай - придурковатым) пением в придачу. Провальная попытка содеять нечто модное. 7) "192" – до крайности монотонный синтезаторно-урбанистский джаз-рок в футуристическом обрамлении. 8) "Turning Wheel" – венец этого безобразия, комплексно-отрешенная рок-медитация, в которой изредка проглядывают прогрессивные корни истинных Ragnarök. Однако полутанцевальный ритм поганит ситуацию и здесь...
Такая вот странная музыка. Дальше что, спросите? Восемь лет молчания. Осторожное зондирование почвы посредством альбома "Well". А потом вновь тишина. И лишь в 2008 г. недурственным релизом "Path" ветераны заявили о своем возвращении к истокам. Будет ли продолжение? Поживем - увидим.
N.B. Запись сделана с LP.

19 мар. 2009 г.

Various Artists - Colossus Projects "Dante's Inferno: The Divine Comedy - Part I" (2008; 4 CD)

"Кто платит, тот и заказывает музыку". По сложившейся традиции большинство транснациональных проектов финского прогрессивного сообщества Colossus финансируют итальянцы. Ну, а в данном случае сам Бог велел, ведь Данте Алигьери - солнце европейской средневековой поэзии. Очевидно, решение замахнуться на "ихнее всё" созрело в голове у продюсера Марко Бернарда до начала мирового экономического кризиса, ибо даже на фоне прошлых достижений "колоссов" это выглядит наиболее амбициозным. Хотя четыре полноформатных диска на тему Дантова Ада, по-моему, явный перебор. Относительно схематичного распределения композиций все было ясно заранее: половину материала сочиняют и прописывают известные (и не очень) музыканты с Апеннин. Остальное по максимуму закрепляется за именитыми в арт-роковых кругах ребятами со всех концов планеты. Словом, первая часть "Божественной комедии" - типичное вавилонское столпотворение звуковых идей в симфо-проговом варианте. Описывать действо досконально нет нужды: каждый, кто хоть раз слышал какой-либо из "колоссальных шедевров", вполне способен представить примерную картину очередного серийного акта. Посему выборочно пройдемся по "вкусностям".
Неожиданно приятным открытием для вашего покорного слуги, предвзято относящегося к "спагетти"-рокерам, стали соотечественники синьора Бернарда Nuova Era, сварганившие по-семидесятнически великолепный инструментальный микс с "Хаммондом", саксом, гитарой, шикарной работой ритм-секции и чуть заметным влиянием King Crimson. Россияне Маленькие Трагедии, как обычно, порадовали отсутствием банальности, безупречным вкусом и класной техникой исполнения. Голландские ветераны Lady Lake мощно и уверенно завладели воображением: мгновенно узнаваемый теплый симфонический фьюжн безвокального трио под управлением Фреда Розенкампа в меру деликатен, старомодно лиричен, где надо - тяжеловат и местами по-прежнему Camelобразен. Костяк других представителей Нидерландов - ансамбля Trion, сплотившись с друзьями-коллегами под вывеской Flamborough Head, выдал отличный ретро-номер "Daughters Of Night", умышленно обрывающийся на полуслове. Англичане Willowglass собственной темой "The Crossing" вновь доказали, что писать плохо попросту не умеют: очень характерная для многостаночника Эндрю Маршалла и вместе с тем стильная вещь. Крайне любопытный этюд продемонстрировали итальянские ностальгисты Wicked Minds, а их вокалист Джей Си Чинел - точная копия покойного Дэвида Байрона (Uriah Heep). По-хорошему удивил доселе неведомый мне голландец Маттийс Хердер, сотворивший жутко симпатичный инструментал в симфо-фолковом ключе "Brunetto": даст Бог, в будущем парень еще проявит себя. Не сдают оборотов и финны Groovector, закрывающие второй CD изысканным росчерком "Ainiaan Erhe". Необычным альянсом под маркой Ozone Player обернулось виртуальное сотрудничество клавишника/гитариста из Хельсинки Отсо Пакаринена с римскими ритмачами - басистом Гильермо Мариотти и перкуссионистом Давидом Гвидони: содеянный ими инструментал "Inferno XXI" - бесподобный жанровый коктейль с главенствующими классическими мотивами. Из оставшихся бойцов заслуживают внимания возродившиеся к жизни Суоми-прогеры Viima, симфонисты-"макаронники" Notabene, канадские старожилы Nathan Mahl, шведы Simon Says... Впрочем, на вкус и цвет товарищей нет. Так что, вперед, господа-меломаны. Вас ожидает "Inferno".

CD 1
CD 2
CD 3
CD 4

16 мар. 2009 г.

Asia Minor "Landscape Pictures In Rock" (1988)

В проговых кругах давно и прочно утвердилось мнение, согласно коему Asia Minor - это французский ответ Camel. Доля истины в том присутствует, однако не стоит забывать: все участники Малой Азии по происхождению являются отнюдь не французами, а турками. Корневые ближневосточные влияния, безусловно, нашли отражение и в музыке. Впрочем, основными ориентирами при создании композиций движущей силе ансамбля в лице закадычных друзей Сетрака Бакиреля (вокал, гитара, бас) и Эрила Текели (гитара, флейта) все же служили арт-роковые команды англо-саксонского звена. Таким образом, творчество Asia Minor произрастает из взаимопроникновения двух культур, и надо признать, что синтез у них получился на редкость удачным. Полные элегических, драматических и романтических мотивов пластинки "Crossing the Line" (1979) и "Between Flesh and Divine" (1981) пользовались умеренным успехом у интеллектуальной аудитории тех лет. И все таки для стабильного существования коллектива оного оказалось недостаточно... В 1990-е годы, благодаря стараниям лейбла Musea, широкая прогрессивная общественность открыла для себя заново светлые звуковые миры Asia Minor. Грустные сказки франко-турецкого конгломерата продолжали пленять и очаровывать очередное поколение меломанов. Но при этом мало кто догадывался, что музыкальное наследие группы не исчерпывается переизданной парой релизов. В тайных закромах времени хранилось и третье, сугубо инструментальное послание потомкам.
Мини-LP "Landscape Pictures In Rock" был записан спустя шесть лет после официального распада Малой Азии. Что побудило ансамблистов собраться вместе и выдать еще один чудный подарок слушателям - доподлинно неизвестно. Важно, что событие имело место в истории. Сетрак и Эрил при поддержке старых соратников - Роберта Кемплера (клавишные, бас) и Лайонела Бельтрами (ударные, перкуссия) решили воскресить славные тени прошлого, вспомнить счастливую пору молодости. И эти проявления ностальгии оформились в 25-минутный мелодический вояж. В виду отсутствия свежего материала бывшие коллеги обратились к проверенным годами "нетленкам". В итоге содержимое винила составили бессловесные версии избранных опусов с предыдущих программ. Попутно члены Asia Minor вздумали поиграть с поклонниками в эдакие стилевые шарады. На оборотной стороне конверта против наименований каждого из произведений заявлена принадлежность к тому или иному жанровому подвиду. Авторы словно предоставляют нам самим право выявить в структуре вещей сформулированные ими нюансы типа "джаз-рок волшебного свойства", "парение в воздухе", "хорошо темперированный фолк-рок", "загадка" и т. п. Но кому охота заниматься анализом, когда из колонок доносятся до боли знакомые трепетные соло флейты, звенят деликатные струнные переборы, таинственными тенями выскальзывают из тьмы невесомые аккорды электропиано, рассыпаясь о твердь кимвалов и гонгов? Сокровенные отзвуки Малой Азии касаются наших душ, дабы затем незаметно укрыться в толще десятилетий. Навечно ли? Кто знает...

15 мар. 2009 г.

XII Alfonso "The Lost Frontier" (1996)

Последняя граница - это Вал Адриана, каменная стена, возведенная римлянами в Британии, дабы предотвращать набеги каледонцев с северной стороны. Своеобразный рубеж меж цивилизацией и варварством. Данную аллегорию и взяли за основу братья Клеро - Филипп (гитара, бас) и Франсуа (клавишные, программирование), решившие воссоздать драматические эпизоды основательно забытой истории на первом альбоме проекта XII Alfonso. Вообще, дебютировать в арт-роке концептуальным альбомом - штука опасная; можно запросто сесть на мель. Но отважные инструменталисты знали, что делали. В итоге получилось весьма и весьма интересно. В творческий процесс были вовлечены специально приглашенные музыканты, средь которых оказалось немало именитых. Звукозаписывающую студию "Ле Донжон" (Бордо) почтили своим присутствием клавишник Микки Симмондс (Fish, Camel, соло), гитарист Дан Ар Браз, а также масса иных артистов, впоследствии продолжавших сотрудничать с мастермайндами XII Alfonso. Значительная часть полотна изначально задумывалась бессловесной. Ход правильный, поскольку композиционные способности у сочинителей действительно замечательные. В электрической и в акустической ипостасях Филипп с Франсуа чувствуют себя довольно уверенно. Так что и менестрельские гитарные наигрыши в изысканной кельтской манере, и симфо-проговые идеи выглядят здесь максимально выразительно. С оркестровыми аранжировками ребятам здорово помог еще один клавишный кудесник - Стефан Мерлин. Благодаря его стараниям и без того небанальные опусы XII Alfonso обрели яркие и мощные вторые планы. Внушительное полифоническое обрамление удачно оттеняет тонкую игровую подачу и хрустальный синтезаторный саунд, присущий большинству произведений авторского дуэта. Что касается редких вокальноориентированных номеров, текстовую часть которых написала поэтесса Лаура Ольтра, то в контексте пластинки они воспринимаются неоднозначно. На мой взгляд, ошибкой было ставить попсово-поверхностный "Hallo You" следом за масштабно-прекрасным интроспективным треком "Hadrian's Wall Overture". В то же время проникновенная воздушная баллада "Breathing, Scarcely (Respirer a Peine)" умело растворена в многослойной структуре "The Lost Frontier" (поёт в обоих случаях Каролин Лафу). К разряду огрех можно отнести и наличие в общей канве эпического повествования совершенно легкомысленного номера "Thirteen Winds (Treize Vents)", чьи ритмичные электронные эскапады отсылают куда-то в середину восьмидесятых. Впрочем, полтора минуса для длящегося 71 минуту релиза - это мелочи. Если же говорить о диске в целом, то большущим его достоинством стоит, пожалуй, обозначить кинематографическую образность: верно схваченный колорит и атмосферу старинных бретонских легенд.
Резюмирую: превосходный образец арт-рокового жанра, чуточку не дотянувший до уровня шедевра. Рекомендую.

13 мар. 2009 г.

Dan Ar Braz "La Mémoire Des Volets Blancs" (2001)

С возрастом велик сооблазн отдаться воспоминаниям. Особенно, если в жизни твоей было немало хорошего. Именно об этих светлых частичках памяти и повествует первый в новом тысячелетии альбом бретонского артиста Дана Ар Браза. Слова здесь не играют никакой роли. Внутренний монолог ведется от лица гитары, деликатным мелодическим языком, коим в совершенстве владеет Дан. Поскольку записывался диск в дублинской студии Windmill Lane, аккомпаниаторами маэстро Ар Браза являлись ирландские музыканты: басист Эоган О'Нил, ударник Рэй Фин, органисты Патрик Перон и Род МакВи, саксофонист Ричи Бакли. При необходимости в действие вовлекались члены Irish Film Orchestra под управлением Алана Смейла. Несколько фраз о музыке.
Яркое ностальгическое путешествие мьсе Дана прошло под девизом "достоинство и элегантность". Никакого скороспелого сумасшествия, прог-роковых заморочек и прочих наносных элементов. Каждый трек пластинки чист, размерен и отточен до кристального блеска. Столь любимая Ар Бразом кельтская стилистика истаяла на горизонте прошлого. "La Mémoire Des Volets Blancs" - предельно искренний и теплый фьюжн, рожденный в тихой акватории умудренного опытом отшельника. Надо быть Мастером с большой буквы, чтобы творить подобные этюды, где каждый гитарный обертон лаконично-зрел и одномоментно невероятно богат колористически. Лучшую вещь релиза выделить практически невозможно: все они спаяны в непрерывную, замкнутую на себя цепочку. Фактором объединения в данном случае выступает сильное гармоническое начало, определяющее настроение программы в целом. Пьесы-отражения и пьесы-размышления буквально купаются в красоте. Слияние звука с образом происходит на почти алхимическом уровне, непостижимом для простых смертных. Вслушайтесь в умиротворенно-чарующие пассажи "Le Mur de Pierres", попробуйте прикоснуться к уютной магии заглавной "La Mémoire Des Volets Blancs", прочувствуйте идущие от сердца щемяще-ласковые волны "Gwerz Rory", насладитесь акварельными образами морского пейзажа в "Kervel (Stories from the Shores)", уловите шуршание подгоняемой ветром осенней листвы ("Silent Heart in the Fall") и, быть может, тогда осознаете главное: только истинным кудесникам ведома тайна сопряженья нот - мистического акта, венцом которого становится божественно прекрасная МУЗЫКА. Перед нами один из избранных. Художник, чье восприятие мира кажется по-детски незамутненным. Скромный гений Дан Ар Браз, дарящий людям крупицы счастья.
... The door is still open. Welcome.

12 мар. 2009 г.

Flairck "The Emigrant" (1989)

Что ни говорите, а десять лет для музыкального коллектива - срок немалый. Отметить юбилей ребята из Flairck решили так, как и подобает любому уважающему себя ансамблю, - выпуском нового альбома. Благо, материала для этой цели хватало. Большую его часть по негласному правилу сочинил неизменный художественный руководитель группы Эрик Виссер (гитары, бузуки, банджо, Хаммонд-орган) на пару с возвратившимся в родные пенаты флейтистом Петером Викерсом. Остальное - на совести великолепной Сильвии Хаутзагер (виолончель, скрипка, арфа, аккордеон) и контрабасиста Стэна Столка. Без коронного хита "Sofia" дело не обошлось. Напомню, что означенная вещь в свое время явилась для Flairck своеобразной путевкой в жизнь; именно ее заводная бесшабашность и напевные гармонии покорили сердца голландской аудитории. Здесь этот драйвовый инструментал представлен в сокращенном варианте и новой аранжировке: перкуссионист Роланд Столк обеспечил ровное ритмическое сопровождение в манере диско, что позволило взглянуть на природу композиции под иным углом зрения. Тончайшей предзакатной красотой напоен номер "Andante Poco A Poco Presto Ma Non Troppo". На передний план тут выходит лирическая ипостась Эрика Виссера - мечтателя, поэта и щедрого душой человека. Невесомые пассажи струнных и духовых, сплетаясь воедино с гитарой, образуют совершенно дивный рисунок. Оригинальным прочтением отличается "New Dutch Dance Music", где отчетливые интонации барокко наслаиваются на вальсовую основу с фольклорным подтекстом. Недлинный этюд "The Milkman", написанный Петером в расчете на флейту, напомнил творения Тийса ван Лира (Focus), только вот настрой у "Молочника", невзирая на юморной посвист во вступлении, отчего-то полнится минором. Едва уловимый сарказм сквозит в расслабленно-мрачноватой "The Flemish Hangover": видимо, за прошедшие годы Flairck изрядно надоело погружать слушателя в радужную беззаботность. Пробил час для акустических путешествий на темную сторону Луны. И хотя звуковые ракеты фламандцев иногда берут старт с почти пионерским задором, все это лишь ширма, за которой бушуют настоящие драмы. Изумительно хорош заглавный опус традиционного свойства, заигравший свежими красками благодаря таланту маэстро Виссера. Сугубо басовая пьеса "The Toll" от Стэна Столка по внутренним кондициям находится в непосредственной близости от отдельных этюдов с сольника Тони Левина "Waters of Eden", и гипотетически вполне могла бы посоперничать с подобными ей микрожемчужинами. Ну, и чтобы развеять сгустившиеся было рефлективные облака, Flairck напоследок одаривают нас шуточно-цирковым "The Decennium March". Прекрасное завершение изысканного банкета.
Итог: очередное замечательное прибавление в коллекцию меломана. Пропускать не советую.

11 мар. 2009 г.

Karcius "Sphere" (2003)

Канадская прогрессивная сцена всегда славилась оригинальностью. В отличие от географических соседей представители ее старались брать не количеством, но качеством. Высочайшая техника исполнения, сложные многоуровневые композиции, необходимая доля агрессивности и при этом весьма своеобразный шарм - таковы условные составляющие, в различной степени присущие большинству команд данного региона. Инструментальный квартет Karcius, образованный франкоговорящими уроженцами Квебека в 2001 г., по праву можно назвать красой и гордостью лейбла Unicorn. "Sphere" - дебютное творение ребят, изначально существовавшее в виде "самопального" релиза, и лишь спустя три года, после заключения контракта с руководством вышеоговоренной компании, переизданное в профессиональном CD-варианте.
Содержимое альбома заслуживает исключительно добрых слов. Во-первых, поражает недюжинное мастерство новичков. Основы звуковой алхимии проистекают из многих источников, но главными ингредиентами здесь являются арт-фьюжн в традициях Brand X, UK и отчасти National Health, а также прогрессив-металл в безвокальной его ипостаси (прослеживаются аналогии с Planet X, Liquid Tension Experiment, Kopecky и им подобными). Отрадно, что дебютанты не стремятся воздействовать на сознание слушателя безудержно-заковыристым "пилиловом". Безукоризненное чувство меры, тонкий художественный вкус, замечательное владение искусством композиции и коллективной импровизации - в итоге получаем самобытный образец жанра.
Открывающий номер "Kunidé" - жутко хитрый микс из гипнотической расслабленно-восточной мозаики с акустическим флером и пространными клавишными оркестровками, колоритного джаз-рока, направляемого приятственными аккордами Fender Rhodes пиано и тяжелого "кримзанутого" прог-саунда. Линию на изощренную вычурность мелодического языка подхватывает "Liquid Meat": путанные хард-джазовые петли этой вещи - истинное удовольствие для интеллектуальных гурманов. Центральную часть пластинки занимает трилогия "Lunatik", гармонично сочетающая хэви-металлические ярость и напор с семидесятнической клавишной фьюжн-схемой. Гитарное сумасшествие, оттеняемое россыпями перкуссии и ходульными басовыми риффами, под занавес трансформируется в озорные морские пейзажи с наилегчайшими, переливчатыми пианиссимо. Зрелый фортепианный классицизм пьесы под названием "1111" сталкивается вплотную с шестью до предела наэлектризованными струнами. Этюд "Labyrinthe" - подлинный бенефис лязгающей и огрызающейся на все лады ритм-секции. Финальная 10-минутная "Absolute Decadence" поначалу удивляет неожиданно красивыми мотивационными экскурсами, ну а затем дело оборачивается примоченным драйвом, элементами фанка и безумно-экспрессивными соло гитариста.
Резюмирую: упертым поклонникам неопрога рекомендовать, пожалуй, не буду, а вот любителям экспериментов на почве прогрессива Karcius вполне способны доставить толику эстетического наслаждения.

4 мар. 2009 г.

Julian Jay Savarin "Waiters On The Dance" (1971)

Чернокожая суперзвезда вселенной, представитель Галактической Организации и Доминионов, космический человек Джаэль Адааман спускается с небес и оказывается в эпицентре свингующего Лондона... Согласитесь, не самая банальная завязка для научно-фантастической эпопеи. Если, конечно, не разуметь под личиной агента внеземных цивилизаций непосредственно Джулиана Джей Саварина, 27-летнего литератора и музыканта, мнящего себя потомком народа майя пополам с индейцами племени карибов. А предпосылки для подобного сопоставления очень даже имелись. К началу 1971 года мистер Саварин являлся автором недавно вышедшей из печати "Трилогии времени", а также создателем и ведущим композитором/исполнителем ансамбля Julian's Treatment. Как он успевал творить на всех фронтах разом - лично мне не очень понятно, но дело у паренька спорилось здорово. Правда, век Джулиановой Терапии оказался весьма скоротечен, тем не менее, уже спустя несколько месяцев маэстро вовсю репетировал с новой командой единомышленников - певицой Леди Джо Мик, гитаристом Найджелом Дженкинсом по прозвищу "Зед", ударником Роджером Оделлом и участником его прошлой банды, басистом Джон Довером. Результатом удачных игровых сессий стал альбом "Waiters On The Dance", концепция коего зиждется на первой части вышеупомянутой "Трилогии". В идейные дебри вычурных фантазий Джей-Джея углубляться не тянет. Посему остановимся на том, что заведомо ближе, - на музыке.
Композиционно пластинка служит великолепным продолжением диска "A Time Before This". Звуковая опора прежняя - массивные клавишные партии Джулиана. Органные стаккато источают мощь и величие, впечатляя не слабее манерных приемов Кита Эмерсона; соло, несмотря на явный проклассический базис, заряжены энергией рока. А уж когда на пару с мастермайндом в действие включается Зед, невольно вспоминаешь молодых Блэкмора с Лордом... Изобретательности "вселенскому супергерою" не занимать. Отталкиваясь от покуда милых сердцу психоделических мотивов, сэр Джулиан строит мостик к брезжущим на горизонте чертогам эпического арта с его внушительным арсеналом средств, покамест будоражащих новизной. Словом, в инструментальном варианте магнум-опус Саварина - серьезная заявка на звание полноценного прогрессив-акта. Впрочем, есть существенный нюанс: вокальные данные Леди Джо Мик, по-своему замечательные, придают работе ощутимый оттенок блаженного цветастого "шестидесятничества". Слушая ее, почему-то мысленно перемещаешься в окрестности Вудстока, откуда доносятся отголоски Jefferson Airplane и им подобных. Довольно характерная певческая подача, по отношению к вступившим в права семидесятым воспринимаемая как консервативная. Ладно, хватит брюзжать. В конце концов, релизу оно нисколько не вредит - и точка.
Вердикт: превосходный образец раннеанглийского прото-прогрессива. Рекомендуется поклонникам жанра, а равно и тем, кто делает первые шаги на пути к постижению сверкающих вершин мирового арт-рока.

1 мар. 2009 г.

XII Alfonso "Under" (2008)

XII Alfonso - проект в высшей степени любопытный. Изначально (с 1988 года) функционируя в качестве полноценной рок-единицы, он со временем превратился в творческую лабораторию, единственными бессменными участниками которой являлись братья Клеро. Периодически привлекая к сотрудничеству профессиональных музыкантов, в том числе и довольно известных (достаточно упомянуть гитариста Дана Ар Браза и клавишника Микки Симмондса, игравшего с Fish и Camel), родственный дуэт мультиинструменталистов выпустил пять достойных внимания релизов. Отличительные черты прежних пластинок XII Alfonso - концептуальность + широкий жанровый охват: от кельтских мотивов и типично парижских уличных шансонеток до отменного инструментального симфо-прога и вокально-эстрадных номеров с приглашенными певицами на ведущих ролях. Столь уникальный симбиоз берет начало в давнишних увлечениях братьев. Школьный учитель по специальности, Франсуа (р. 1963) - горячий поклонник одаренного тезки, полистилиста Франсуа де Рубэ (1939 - 1975), обессмертившего свое имя благодаря оригинальным саундтрекам. Еще одними фаворитами Клеро-старшего являются легендарные англичане YES. Что касается Филиппа (р. 1967), то его героями были и остаются представители "мягкого" арт-рока - Майк Олдфилд, Barclay James Harvest и прочие. Такая вот предыстория.
Свежий альбом благородных французских донов заставляет взглянуть на них под иным, совершенно новым углом зрения. "Under" - своеобразный прорыв на неизведанные ранее территории. Никакой кельтики, романтических поп-баллад, традиционных оркестровых раскладок... Полнометражный магнум-опус в 14 главах выражает другую, футуристическую ипостась XII Alfonso. Отталкиваясь от вековечной мудрости Востока, оба маэстро Клеро при поддержке друзей-аккомпаниаторов (басисты Доминик Кобэ и Фабьен Ло Цицеро, органист Мишель Жейри, перкуссионист Тьерри Морено) двинулись в направлении прогрессивного world-fusion, помноженного на декоративные элементы этнического new age. Напутствием им служила фраза поэта-суфия Джалаладдина Руми (1207 - 1273): "Вся история мира покоится внутри каждого из нас". И эти гигантские залежи надлежало если не вскрыть, то хотя бы попытаться прозондировать. Последнее ребятам вполне удалось. Череда звуковых исследований включает в себя множество философских категорий, наиболее устойчивые из которых - "жизнь", "знание", "память", "прогресс", "мечта". Саунд-палитра на редкость интеллигентна и по сути практически лишена агрессивности: деликатно-пространные синтезаторные "ковры"; светлый хрусталь акустических партий; точеные электрогитарные решения; масса эффектов, позаимствованных из глобальной библиотеки сэмплов; в паре эпизодов проскакивают микрохроматические вставки индокитайского толка. Есть здесь и джазовый свинг, и драйв игрового арт-рока, и яркие, планетарного масштаба картины с гарантией свободного парения в невесомости...
Резюмирую: удивительно изящная программа со своим особенным колоритом и настроением. Очень рекомендую.