12 янв. 2009 г.

Kataya "Canto Obscura" (2008)

Финские музыканты всегда славились оригинальным подходом к сочинительскому процессу. Со времен расцвета арт-рока эта небольшая озерная страна дала миру множество отменных коллективов. Год 2008 добавил в копилку прог-сборной Суоми новое имя - Kataya. Ставя во главу угла принцип синтеза жанров, инструментальное трио (Матти Кирвянен, Тейо Тикканен и Сами Сарямаа) исповедует, по собственному признанию, прогрессивный фолк-эмбиент. И вашему покорному рецензенту остается лишь согласиться с данным определением, ибо отделить одно от другого в творческом замесе финских уникумов не представляется возможным. Удельная доля каждого из обозначенных стилевых слоев на "Canto Obscura" весьма велика, но "артовое" начало здесь все ж таки превалирует. Приятно поражают изобретательность и профессионализм участников ансамбля, сумевших столь органично состыковать в единое целое разнопородные игровые схемы. Пространные северные ландшафты, полные меланхолической размытости, как выяснилось, вполне сносно укладываются в обойму с настроенческой ретро-конкретикой семидесятых (хаммондные призвучья; богатая, четкая и красивая гитарная подача, за которую прежде всего следует благодарить "волшебника" шести струн Микко Ийвяняйнена) и местечковым фольклорным мелосом. Ряд треков украшен чарующим женским вокализом от специально приглашенной джазовой певицы Йоханны Ийвяняйнен. Ее присутствие навряд ли назовешь "фоновым": это абсолютно самостоятельный и необходимый элемент конструкции, сообщающий полотну неповторимый колорит (послушайте хотя бы полу-акустическую элегию "Ahava" с ее впечатляющими пейзажными планами или же не менее пронзительную пьесу для голоса и саксофона "Valaistu", и сами все поймете). Умиротворенно-созерцательные космизмы мастерски переплетаются с живой рок-энергетикой, причем все это в рамках одной темы ("Putkivaara"); электронные пульсации синтезаторов вливаются в густую полифоническую палитру, по мере движения обрастая сочными красочными деталями и подробностями. Отличительная скандинавская "грустинка" периодически проскальзывает то тут, то там: и в мелодичнейшей прогрессив-ностальгической "Avojaloin", и в титульной, припорошенной незримыми снегами вещи, и в утонченно-проникновенной зарисовке "Karahka", чья деликатная лирическая атмосфера попросту околдовывает. По словам великолепной троицы, при создании альбома они вдохновлялись картинами диких заповедных уголков Финляндии, пытаясь сохранить в музыке дух родного края. Что ж, оно получилось. И финальный неторопливый этюд "Koera" подчеркивает это как нельзя лучше.
Итог: настоящая звукоживопись, воплощенная истинными Артистами с большой буквы. Очень рекомендую.

Комментариев нет: