28 мар. 2008 г.

A Tribute to Camel "Harbour of Joy" (1996)

Хорошую вещь, как известно, испортить трудно. И применительно к трибьюту столпам британского арт-рока Camel оно справедливо, но с отдельными оговорками. Какими – читайте ниже.
CD 1
1) Проект Evolution – тандем английского бас-гитариста/певца Кена Синиора (ex-Po90, Elegant Simplicity) и норвежского клавишника Бьорна Линна. В “Never Let Go” ребята сумели обойтись без гитары и живых ударных. Несмотря на это, сыграно «вкусно», с хорошим драйвом. Удивил Синиор: как певец, Кен всегда казался мне недостаточно выразительным. Но здесь его голос звучит крайне похоже на Пита Барденса. Снимаю шляпу.
2) Американцы Glass Hammer умудрились исполнить “Air Born” довольно близко к оригиналу, добившись при помощи аналоговых клавишных атмосферы тепла и душевности. Правда, партии флейты у них синтезированные, зато все остальное очень недурственно.
3) От Cast я ожидал большего. Увы, в своей фантазии на тему “Another Night” мексиканцы выглядят неубедительно, да и характерный неопроговый привкус изрядно поганит дело.
4) «Темная лошадка» Фил Бин на диво лихо расправился с “The Sleeper”, в одиночку отыграв на всех инструментах практически нота в ноту. Вот только соло на саксе слегка подкачали: скорости не хватает. Впрочем, оно простительно (все ж таки не Мел Коллинз).
5) Еще один человек-оркестр Крис Фурнье, более известный как Fonya, вполне сносно исполнил medley “First Light/Rain Dances/The White Rider” (хотя с тембрами синтезаторов можно было поработать более тщательно). Отдельно озвученный господином Фурнье инструментал “Eye of the Storm” воплощен с максимальной точностью (к слову, эта вещь числилась в репертуаре не только Camel, но и Happy The Man; благо, ее автор Кит Уоткинс успел потрудиться в обеих группах).
6) Штатовцы Strange New Toys постарались и выдали очень приятную интерпретацию “Down On the Farm”. Грамотно схвачена суть бодряще-позитивного «верблюжьего» номера.
7) Итальянцы из Algebra подобны экзаменующимся, в каждом шаге сквозит робость. И опять основные претензии к саунду синтезаторов. Кабы не саксофонист с аккордеонистом, взявшие на себя часть клавишных партий, была бы тоска полнейшая. А так хоть что-то.
8) “Drafted” в изложении Aton’s узнать затруднительно. Сильный крен в направлении «новой волны» + на редкость дилетантское программирование ударных. В общем, не фонтан.
9) Итальянские ветераны Zauber представили свое видение композиции “Elke”, некогда подаренной «отцом музыки ambient» Брайаном Ино лидеру коллектива Энди Лэтимеру. Деликатно и симпатично, особенно в сравнении с предыдущим.
10) Casino Del Images доверия не внушили. Их вариант “Tell Me” – женский вокал вкупе с совершенно лишним диско-ритмом. От гармоничной эмоциональности первоисточника тут абсолютно ничего нет.
11) New Credo отличились оригинальностью, уложив «восьмеркой» четыре вещи с двух альбомов, разделенных меж собою полутора десятками лет. Дополнительный плюс в копилку – привлечение классической гитары на пару с флейтой. Еще бы записаться получше, цены бы им не было.
CD 2
1) Энтузиасты из Mysia увлеклись настолько, что дополнили изначально короткую “Pressure Points” творчеством по мотивам. В целом нормально, но не более.
2) Граждане Prowlers, играя “First Light”, заменили клавишное интро гитарным, присовокупили фоновый женский вокализ. Непонятно зачем выведя на передний план ритм-секцию, они вдобавок неоправданно затянули трек, тем самым задолбав окончательно.
3) Notturno Concertante посягнули на гитарный шедевр “Ice”. Однако сместили акценты, сделав упор на клавишные и сократив хронометраж эпика. Любопытно, но на любителя.
4) Finisterre в отличие от коллег догадались задействовать Hammond и меллотрон. Органисту местами не достает легкости и беглости пальцев, гитарреро тоже, при всем уважении, рангом пожиже Лэтимера. Зато голос Фабио Дзуффанти откровенно порадовал. Несмотря на все недочеты, твердое «хорошо».
5) Трио Nostalgia заморачиваться не стало. Просто взяли романтическую зарисовку “Long Goodbyes” и разложили на два голоса (мужской—женский). Мило и попсово.
6) Многостаночник Louie Mastro, живущий в США, подошел к процессу ответственно. Его трактовка “Rain Dances” с солирующим гобоем удалась на славу. Да и сыгранная по нотам синтезаторная “Fritha Alone” слушается очень ничего.
7) Другие итальянцы Raindances преподнесли своеобразный римейк на тему “Rhayader”, перещеголяв всех участников проекта. Мистико-психоделическая вариация держит в напряжении до конца, а семидесятническое звучание – дополнительная порция бальзама на душу.
8) Амбициозные англичане Galahad сграбастали лучший трек Camel “Lady Fantasy” и … с треском провалились. Серо, уныло, неадекватно. Дослушать не хватило терпения.
9) Прогрессивный октет Consorzio Acqua Potabile (волынки, дудки, гитары, гобой, меллотрон, прочие затейливые инструменты) настроились на самый свежий к тому моменту образец творчества Camel – “Harbour of Tears”. Результат, мягко выражаясь, озадачил. Истерические нотки в голосе певца, вольности в музыкальной части. Периодически итальянские мафиози сбивались чуть ли не на хард-рок, чего в этой щемящей элегии отродясь не было.
Итог: спасибо за попытку прикоснуться к легенде, но лучше Camel могут быть только Camel. Что и требовалось доказать.

27 мар. 2008 г.

Canarios "Ciclos" (1974)

История испанской команды Canarios (или Los Canarios) - наглядный пример эволюционирования музыкального коллектива. Образовались они в 1964 году в городке Лас Палмас де Гран Канарья, длительное время (вплоть до 1972 г.) играли незамысловатый поп-рок, попутно выпустив три альбома, исполненных в этом ключе. А затем случилось нечто странное: бывшие эстрадные артисты на год ушли в тень, дабы вернуться на сцену в совершенно ином качестве.
"Ciclos" (1974) - последний пункт в дискографии ансамбля, венец творенья, если хотите. Амбициозная 73-минутная работа представляет собой вольное переложение классического шедевра "Времена года" Антонио Вивальди. Многоуровневый, достаточно сложный симфо-прог ничуть не устарел даже по прошествии десятилетий, что свидетельствует о высочайшем качестве материала и незаурядном мастерстве музыкантов. Canarios не пошли путем прямолинейной рок-адаптации классики. Напротив, оригинальное сочинение великого итальянца обросло приличным количеством совершенно новых компонентов, включая психоделические мотивы, хоровые партии и отдельные вокальные линии, приемы из области авангарда и т. д. Я с интересом ждал, когда же разразится хитовая "Летняя гроза", кем только не перефразируемая за последние полвека. И дождался. Группа и здесь умудрилась найти совершенно новый подход к аранжировке. Знаменитое L'estate - Presto наполнилось звучанием разнокалиберных клавишных - от Rhodes-piano и меллотрона до органа и полимуга. Часть скрипичных тем перекинули на гитару, и это тоже оказалось не слабо. Неспроста прогрессивные рецензенты из числа зарубежных считают пластинку испанцев образцово-показательным переложением симфонического концерта на рок-рельсы, в чем-то превосходящим даже "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского по версии ELP. На сем умолкаю. Пусть заговорит музыка.

26 мар. 2008 г.

Bandhada "Bandhada" (1984)

Арт-роковая команда из Чили - явление само по себе экзотическое. Тем не менее в первой половине восьмидесятых инструментальный ансамбль Bandhada был одной из важнейших единиц прогрессивной сцены своего региона. Костяк его составили пятеро закадычных друзей - студенты факультета искусств Чилийского государственного университета: Карлос Чунг - гитара, Хуан Карлос Ньюманн - флейта, Альфонсо Филей - клавишные, Фелипе Кларк - бас-гитара и Хуан Кодерч - ударные. В течение всего 1983-го года ребята занимались сочинением материала, проводили время в бесконечных репетициях, оттачивая слаженность игры, и скрупулезно работали над аранжировками. Результатом столь упорных штудий стал альбом (как впоследствии оказалось, единственный в их дискографии), вышедший в 1984 г.
Все композиции пластинки представляют собою зрелый и драйвовый прогрессив-фьюжн. Интеллигентное звучание флейты (в качестве солирующего инструмента) вкупе с электропиано и синтезаторами - своеобразный реверанс в сторону кентерберийских групп Англии (особенно Caravan), а также команды Чика Кориа. Участники Bandhada постарались на славу, выдав виртуозно исполненный синтез классического симфо-арта с закрученным джаз-роком. Впрочем, на том сказка и закончилась.
Уже в 1985 г. члены коллектива подавляющим большинством эксперимента ради решают опробовать новый жанр, и, пригласив вокалиста, переключаются на поп-музыку. Такой поворот событий не устраивает органиста Филея. Покинув ряды Bandhada, он создает собственную команду Cinema. Привкус разочарования в скором времени настигает и остальных. Чунг с Кларком отправляются на поиски счастья в Лос-Анджелес. Великолепный флейтист Ньюманн переходит на сессионую работу, а барабанщик Кодерч становится штатным перкуссионистом Оркестра Чилийского университета.

25 мар. 2008 г.

SBB "Ze Słowem Biegnę do Ciebie (SBB 4)" (1977)

Это польское трио некоторые, ничтоже сумняшеся, окрестили восточноевропейским ответом ELP. Сравнение, мягко выражаясь, не совсем корректное. Все же ансамбль под управлением Юзефа Скжека исполнял несколько иную музыку. Но если говорить о профессионализме, то это действительно достойная альтернатива.
“Ze Słowem Biegnę do Ciebie” стал первым воплощением идеи, имевшей продолжение на последующих альбомах группы: по две композиции на диске, каждая – длиною в сторону пластинки. Шаг рисковый, не всегда оправданный. Однако по большому счету у них получилось. Заглавная вещь, сыгранная в столь редко встречаемой у славян манере space-fusion, показатель возросших амбиций и мастерства участников коллектива. Ядреный сплав разнокалиберных элементов, в которых загадочность космоса соседствует с виртуознейшими хард-роковыми пролетами гитары и невесомыми клавишными гармониями. Вокальные данные Скжека – отдельная тема. Не являясь певцом по сути, он, тем не менее, всегда тонко чувствовал, где необходимо поддать драматизму, а где уйти в тотальную релаксацию. В общем, эдакий пространственно-эпический рок-боевик. Идущий следом полностью инструментальный опус “Przed Premierą” стоит послушать хотя бы ради одних барабанных брейков Ежи Пиотровского. То, что вытворяет этот чудо-ударник, абсолютно неописуемо. Двумя словами: полный восторг. В структуре композиции наряду с джаз-роковыми фишками использованы приемы, заимствованные из области симфонической классики. Ребята мастерски и абсолютно оригинально сочетают недюжинный драйв с астральными компонентами. Пожалуй, именно такое единство противоположностей – фирменное блюдо SBB, принесшее им известность не только у себя на родине, но и за рубежом. В общем, примечательный образец подлинно самобытного прогрессива.

Mark Isham "Castalia" (1988)

Ударник-виртуоз Терри Боззио, гений авангардной гитары Дэвид Торн, духовик Пол МакКэндлесс (Oregon), бас-гитарист Мик Карн (ex-Japan) – в такой компании можно горы свернуть! У композитора Марка Айшэма (труба, клавишные, электроника) цели были скромнее: записать с этими дивными людьми не менее чудесный альбом. Что он в результате и сделал. Семь инструментальных номеров, семь этапов необычного звукового путешествия. От бодрого фьюжн с элементами диско (“The Grand Parade”) до узких закоулков экзотических восточных городов, приоткрывающих завесы собственных тайн (“Tales From the Maidan”); здесь обволакивающая атмосфера электронного new age, пронизанного джазовыми гармониями, (“In the Warmth of Your Night”) сменяется лирическим этюдом в оркестровых тонах (“My Wife With Champagne Shoulders”); “A Meeting With the Parabolist” неожиданно оборачивается эпическим psychedelic fusion, из дурмана которого вы попадаете прямиком в закулисье китайского цирка (“A Dream of Three Acrobats”); а под занавес имеете возможность помечтать о высоком в окружении суровых шотландских кряжей (“The Gracious Core”). Этот бесконечно очаровательный релиз сродни ребусу: сразу поддастся не каждому. Но уж если «зацепит»…

23 мар. 2008 г.

Autumn Portrait

Пейзажная видеоинсталляция на музыку норвежского дуэта Timbersound (Магне Фурухольмен / Кьетиль Бьеркестранд)


video

21 мар. 2008 г.

Mario Millo "Epic III" (1979)

Марио Милло. Знакомо Вам это имя? Так я и думал. Что ж, придется пояснить.
В середине 1970-х этот человек стоял у руля отличной австралийской симфо-проговой команды Sebastian Hardie. Записав с ними пару альбомов, неугомонный Марио, прихватил с собой органиста Тойво Пилта и создал коллектив под названьем Windchase, стилистически близкий предшествующему. В 1977 г. новоявленная группа издала прекрасную пластинку "Symphinity", полную изящных клавишных оркестровок и зажигательных гитарных партий в духе Карлоса Сантаны. Увековечив себя в анналах истории классического рока, Windchase распались, и Марио Милло перешел в разряд свободных художников, предпочитающих творить сольно.
"Epic III" весьма удачный дебют австралийского итальянца. Свои композиционно-исполнительские таланты маэстро Милло здесь использовал на всю катушку. Как результат, имеем чудесный диск, включающий восемь номеров, добрая часть которых не содержит вокальных партий. Хотя поет Марио довольно неплохо, что и демонстрирует в 14-минутном заглавном треке, скроенном по законам симфо-фьюжн-рока, а также в тонко аранжированной балладе "Harlequin and Colombine - Waltz Theme", где центральное место занимает дуэт мужского и женского голосов. Проходных композиций на альбоме попросту нет. Синьор Марио не бравирует виртуозностью, однако гитарист он отменный, превосходно чувствующий нюансы различных стилей. И потому одинаково убедителен и в игровом джаз-роке с привкусом латино, и в лиричнейших артовых соло, и в акустическом диалоге с флейтой.
Резюмирую: очень хороший релиз, не рекомендуемый завзятым "технарям", но всем остальным - вполне.

19 мар. 2008 г.

Various Artists: Colossus Projects "The Colossus of Rhodes - The Seventh Progressive Rock Wonder" (2004)

Вдохновившись успехом международного рок-акта “Kalevala” (2003), финская ассоциация прогрессивной музыки Colossus при поддержке французской компании Musea замутила очередной проект из той же серии. Сюжетной канвой послужила история Колосса Родосского, точнее – одноименная кинолента 1961-го года, снятая режиссером Серджо Леоне, крестным отцом «спагетти-вестернов». Шесть арт-роковых составов, по большому счету – итальянцы. Результат оглашу позднее. Покамест двинем по нумерации.
Идущие первыми Leviathan благостных впечатлений по себе не оставили. Из всей 27-минутной сюиты прилично звучит лишь прозрачно-симфоническое интро с лирической флейтой. Италоязычный вокал и явный «закос» под Genesis – не самый удачный расклад.
Соотечественники вышеозначенных деятелей Greenwall попытались оформить свой “The Secret Passage” в некое подобие мини-оперы. Несмотря на привлечение струнно-духовой секций, органные пробежки и экзерсисы саксофониста, вынести полчаса такого музицирования крайне проблематично.
Положение спасают шведы Sinkadus. Лаконичность в вокальном плане, сумрачная звуковая составляющая. Вызванный ими к жизни “God of Silence” разительно отличается от солнечно-жизнерадостных гимнов жителей Апеннин. Тем и хорош. Лирика на английском – лишний плюс в активе.
Еще одни «макаронники» Mad Crayon сварганили довольно вялую помесь: симфо-джазовые поползновения клавишных, почти хард-роковая ритм-секция и абсолютно никой певец. Словом, зеленая тоска в каждой ноте.
Молодые депрессивные финны Velvet Desperados явили собою оркестр из девяти человек. Их среднетемповый минорный прогрессив с довольно своеобразными инструментальными решениями и весьма недурственной игрой на Хаммонде в сравнении с предыдущими товарищами воспринимается верхом совершенства.
К сожалению, граждане из Revelation также не сумели прибавить баллов в зачет итальянской сборной. Вымученно по форме и третьестепенно по замыслу. В общем, как говорят на Руси, замах на рубль – удар на копейку. Даже на заказ следует писать с вдохновением. Увы, его-то здесь и не хватает. Колосс пал жертвою банальной скуки.

Finch "Beyond Expression" (1976)

Второй альбом голландских мастеров инструментального прогрессива развивает идеи и без того закрученного дебюта. На пластинке представлены три полнометражных эпических «боевика», хронометраж которых невольно внушает уважение. Материал экстра-класса целиком и полностью сочинен лидером коллектива Йопом Ван Нимвагеном. Как и ранее, перед нами весьма драйвовый фьюжн, помноженный на арт-роковый симфонизм. Отточенное лезвие гитары и обтекаемые теплые клавишные, тщательно прорисованные выпукло–протяженные партии баса оттеняются на удивление деликатными ударными. "Beyond Expression" кажется сотканным из контрастов, но это детали общего полотна, придающие смысловую завершенность картине. Здесь композиция может запросто открыться purple-образными жесткими риффами и затейливо трансформироваться в размеренную «текучую» тему, полную чуть ли не space-роковых красот (“Scars on the Ego”), а нежные клавишные вальсы в любой момент способны прерваться громоподобными раскатами Gibson’а (“Beyond the Bizare”). При всей своей технической изощренности музыканты немало внимания уделяют мелодике. Такого количества приятных для уха мотивов иной команде хватило бы не на один альбом. Фантастически роскошный релиз, истинный праздник для знатоков и ценителей прогрессивного толка.

Camel "Harbour Of Tears" (1996)

Гавань Слез... Так прозвали бухту Cόbh в графстве Корк ирландцы, отплывавшие с Острова Святых и Мудрецов в первой половине ХХ века, пускаясь на поиски лучшей доли. Вот об этой массовой депортации и повествует концептуальный альбом вечно печальных и неизменно душевных Camel.
На протяжении десятилетий состав группы менялся часто. И лишь один фактор оставался постоянным и главным: Музыка, которую сочинял бессменный лидер коллектива Энди Лэтимер, всегда шла от сердца. “Harbour Of Tears” прекрасное тому подтверждение. Конечно, сказался и личный момент: история о вынужденных переселенцах не пустой звук для Эндрю, воздающего должное поколению предков. Сентиментальность? Бесспорно. А еще теплый саунд гитары – то плетущей околоблюзовые кружева, то взмывающей альбатросом в лазоревые высоты, то озорной как пресловутая ирландская джига, но всегда неповторимой и проникновенной. Отдельной похвалы достойны аранжировки. Столь обильного симфонического сопровождения у команды не было со времен «Снежного Гуся» (1975). И здесь надо сказать спасибо как приглашенному камерному квинтету, так и клавишнику Микки Симмондсу, умело справившемуся с возложенной задачей по обеспечению массивной «стены звука». Сорок пять минут пролетают быстро. И хочется снова вернуться к точке отсчета, пусть горького, но предельно искреннего, безмерно трогательного путешествия. Ведь даже отдав швартовы в Гавани Слез, есть надежда достичь своей Бухты Радости.

18 мар. 2008 г.

Tribute "New Views" (1984)

Этим шведским парням исключительно повезло: их дебютный альбом "New Views" согласился украсить своим присутствием маститый барабанщик Пьер Мерлен, лидер легендарной кентерберийской формации Gong. Так что изысканными перкуссионными подкладками, звучанием колокольчиков, треугольника и маримбы пластинка обязана исключительно ему. А вот со временем ребятам из Tribute повезло значительно меньше: стартовать в середине 1980-х с мощным интеллектуальным, да к тому же всецело инструментальным творением - ну разве не безумие? Тем не менее благородные скандинавские доны отважились на столь рисковую затею. И на мировом арт-роковом небосклоне воссияла еще одна яркая звездочка. "New Views" без всякого преувеличения можно назвать симфо-проговым шедевром эпохи восьмидесятых, который, в силу ограниченности тиража издания, довелось услышать немногим. Единоличным автором материала выступил мультиинструменталист Кристер Редин, отвечающий в команде за клавишные, акустическую гитару, хоралы и вспомогательные ударные. Результатом его композиционных разработок стал удивительный альянс космического саунда синтезаторов в духе Eloy и Solaris с точеными рок-партиями гитар, яркой мелодики а-ля The Alan Parsons Project с проклассической сонатной формой и почти неразличимыми фольклорными вставками. Порою реминисценции выглядят слишком явными (например, клавишное вступление в "Climbing on the Top" перекликается с "Lunar Sea" англичан Camel, но подобная похожесть, скорее, нечто из области респектов). Замыкающий 20-минутный эпик неведомым образом соединяет в себе почти Хэкеттовское акустическое музицирование, длящееся добрую половину трека, нововолновые (если не сказать брэйкдансовые) ритмы, классный игровой прогрессив и псевдоэтнические элементы, воскрешающие в памяти аналогичные опыты Майка Олдфилда и Вангелиса. Словом, замечательный релиз, одно из самых интересных открытий на ниве музыкальных раскопок. Рекомендую.

Groovector "Enigmatic Elements" (2003)

Спустя три года после замечательного во всех отношениях дебютного диска финны разродились новым альбомом. За это время в стане Groovector свершились серьезные перемены: покинул группу флейтист Тиму Хюнонен. Оставшиеся инструменталисты, решив не тормозить на достигнутом, возвели в ранг музыкальных ориентиров прогрессивный фьюжн (вместо прежнего симфоник-арт-рока), добавили вокальные линии и – вуаля! – пред нами “Enigmatic Elements”.
Необычное название ансамбля скандинавские товарищи оправдывают первым же треком: звуковое поле искрится настоящим электрическим грувом, а в придачу – классное соло на «Хаммонде» и крайне заводное настроение, поддерживаемое мастерским сочетанием живых ударных с запрограммированными. Дальше – больше. В “Never Growing Old” нарочито простоватая балладно-акустическая распевка на два голоса в духе Mr. Big переходит в меланхолический прог-рок с красивыми органно-фортепианными партиями и протяжной гитарой. “First Flakes” – созерцательный этюд под саксофон + деликатное фоно. Вкрадчивое настроение едва забрезжившего утра (“Your Light”) сменяется мерцающе-манящим колоритом “Nordic Night”, в которой джазовая канва умело разбавлена трип-хоповыми вставками. Заглавная “Enigmatic Elements” – натуральный прогрессив, основанный на нескольких гитарных рифах, с выразительной клавишной интерлюдией в центральной части. На “Real Mind” можно просто расслабиться, внимая умиротворенно-атмосферному диалогу электропиано и сакса. Замыкающая “Rain On” – фьюжн-пьеса с фоновой гитарой (вспоминается Дэйв Гилмор в “Another Brick in the Wall, pt. 2”), перерастающая в агрессивный натиск. Очень удачный релиз, однако по вкусу придется не каждому.

Enigmatic Elements

Haikara "Tuhkamaa" (2001)

От маститых зубров прогрессива, чья история насчитывает без малого лет тридцать, трудно ждать удивительного. Тем приятнее обмануться. Итак, разрешите представить: камерный финский рок-ансамбль Haikara с последним на сегодняшний день номерным альбомом “Tuhkamaa”. 38 минут совершенно изобретательной и удивительно свежей музыки. Предельно выверенный баланс меж звучанием всех инструментов. Несмотря на формальное лидерство гитариста Весы Латтунена, лишнего этот убеленный сединой человечище себе не позволяет. Композиция в целом – вот высшая добродетель для участников Haikara, а уж она-то выстроена на совесть. Диск концептуальный, поют, примерно, в половине вещей на родном языке. И хотя ни черта непонятно, проникаешься драматизмом момента. Общий характер треков довольно мрачен. Особенно радует в этом отношении «цирковая» связка “Harlekiini”—“Klovni”. На ум приходят Devil Doll, фантазирующие на темы King Crimson. Впрочем, в том же «Арлекине» довольно много от незабвенной Самлы, но с поправкой на траурность саунда. При плавной трансформации в «Клоуна» минор заметно усиливается (особо стоит упомянуть колоритное виолончельное обрамление, искусно поддержанное саксофонистом). Заглавная “Tuhkamaa” – печальный эпос балладного свойства рожденный во глубине… нет, не сибирских руд, но уж абсолютно точно в неласковых дебрях севера. Оригинальностью блещет инструментальная конструкция “Hymni”, в которой здоровый классицизм попеременно уступает место злющему хард-року, фолк-позывным, выдуваемым на саксофоне, и неожиданным индуистским влияниям, подкрепленным игрой на ситаре. Финальная “Oodi” – светлое фольклорное песнопение (женский вокал) с арт-роковым наполнением. Итог: по-настоящему мощная и красивая пластинка, достойная Вашего внимания.

17 мар. 2008 г.

Jade Warrior "Breathing the Storm" (1992)

«Альбом посвящается памяти Тони Дьюига. Я потерял друга, но музыка утратила еще больше. Он был уникален и незаменим». Да, к огромному сожалению, композиторский тандем, некогда составлявший движущую силу Jade Warrior, более не существует. И все же оставшийся в одиночестве Джон Филд отважился продолжить свои музыкальные странствия под именем Нефритового Воина. По звучанию “Breathing the Storm” ближе к new age, ибо напрочь отсутствуют какие бы то ни было ударные инструменты (легкая этническая перкуссия не в счет). Вокальных моментов здесь тоже нет. А есть музыка, струящаяся вне времени и пространства, хранящая память воды, несущая отражения звезд и замыкающая круги мудрости. Звуковой мост, проложенный к лучшему из миров, куда уходят истинные художники, где обретают приют бродячие поэты. Много флейты в различных ее ипостасях, присутствуют выпуклые партии безладового баса и тонкие протяжные всхлипы гитары, кристально-прозрачные клавиши и щемяще-прекрасная атмосфера чего-то нездешнего. Стремнина хард-рока, которой JW некогда разбавляли свои этнические эксперименты, осталась в далеком прошлом. И пусть. Филду удалось создать невыразимо лиричный альбом-памятник своему соавтору-другу. И вряд ли он сумел бы воплотить это лучше.

16 мар. 2008 г.

Focus "Focus 9/New Skin" (2006)

Откровенно говоря, от предыдущего творения – “Focus 8” (2002) – особых восторгов не испытал. Приятен был сам факт возвращения легенды голландского прога, однако новому качеству группы чего-то явственно не хватало. И лишь по выходе девятого номерного альбома стало ясно, чего именно: искристого озорного духа старых добрых Focus. Мастермайнду коллектива Тийсу ван Лиру удалось практически невозможное. Сменив состав музыкантов (за исключением бас-гитариста Бобби Джейкобса), он сумел возродить оригинальный саунд ансамбля. Полновесный симфонический инструментальный арт-рок, которым так славились Focus 1970-х, зазвучал неожиданно свежо, сильно и убедительно. Снова в строю ветеран-ударник Пьер ван дер Линден. И особо хочется отметить потрясающего гитариста Нильса ван дер Стинховена – достойную замену виртуозному Яну Аккерману. Почти все композиции принадлежат перу ван Лира, вторично ухватившего птицу счастья за крыло вдохновения. Такие номера, как “Black Beauty”, “Focus 7”, “Hurkey Turkey 2”, “Focus 9”, – прекрасные образцы жанра, доказывающие: пороха в пороховницах у Тийса хоть отбавляй. В этом блестящем коктейле привкус фламандского средневековья чередуется с моментами забойного хард-н-арта и отголосками джаз-рока, а берущая за душу рапсодия запросто сменяется ироничной издевкой над «Турецким маршем» дядюшки Моцарта. Неплохо зарекомендовала себя парочка Джейкобс—ван дер Стинховен. В “Sylvia’s Stepson—Ubatuba” и “Aya-Yuppie-Hippie-Yee” Бобби продемонстрировал тонкое авторское мышление, проникновение в самую суть ортодоксальной стилистики Focus. Что касается Нильса, в сочиненной им “Niels’ Skin” четко уловимы пристрастия гитариста: хард-фьюжн помноженный на мелодичный прогрессив. Впрочем, означенные вещи нисколько не выбиваются из общего русла воистину шикарного диска, воплощенного фантазерами и пересмешниками с грустинками в глазах.

Omni "El Vals de los Duendes" (2002)

Благодаря альбому “Tras el Puente” (2000) ребята из Omni сумели обосноваться в высшей лиге испанского прог-дивизиона. Данный релиз «Вальс Эльфов» подкрепил репутацию андалузских арт-рокеров. Яркое мелодическое начало по-прежнему с ними, а вот подход к звуковым структурам сделался иным. Отжила свое аналоговая составляющая, исчезли плотность и жизнерадостность. Новое творение оказалось ряжено в невесомо-прозрачные шелка, овеяно флером загадки и тайны, умиротворенного волшебства. Здесь сквозят астральные тени Pink Floyd образца 1975-го, мешаясь с легким этническим колоритом (“Casapuerta”); дремлют объятые туманом горные шапки, возвышаясь над зеленым ковром субтропиков (“Mexicali”); местами царит изрядный полифонический драйв, вносимый флейтой, клавишными, гитарами, ритм-секцией (“El Vals de los Duendes”); томление и тревога оттесняются под напором зажигательной героики с навязчивыми интонациями лезгинки (“Como la Noche y el Dia”); порою дают себя знать горячие латинские корни, и тогда перед нами распахивается настоящая соническая коррида (“Ronda de las Dunas”). Есть и эпизодические вокальные партии от разнополого дуэта, поющего на родном языке. Шумовые эффекты (застольный гул голосов, шелест ветра и проч.) в паузах между треками придают картине концептуальную целостность. Пластинка без особых претензий вполне придется по вкусу любителям традиционного игрового арт-рока.

15 мар. 2008 г.

Haikara "Geafar" (1974)

Haikara - одни из родоначальников финского прогрессива. Команда образовалась в 1971 году, а годом позже на американском лэйбле RCA Victor вышел дебютный безымянный лонг-плей финнов. Музыка группы с самого начала являла собою коктейль, приготовленный по не совсем традиционным рецептам: здесь и влияние поздних Битлз, и громоподобная шизоидность Кинг Кримзон, изящный камерный классицизм, вносимый фортепиано, виолончелью и флейтой, бравурная духовая секция, некоторая порция психоделического авангарда и много чего еще. Похоже, лидер проекта гитарист, певец и клавишник Веса Латтунен взял за правило быть оригинальным до конца. И ведомому им ансамблю это удавалось в полной мере. Шедевральный альбом "Geafar" (1974) упрочил позиции Haikara в европейских арт-роковых кругах, став их лучшим творением в 1970-е. Пять композиций, три из которых - продолжительные эпические вещи, продемонстрировали мощь и сыгранность скандинавов (CD-издание, вышедшее в 2000 г., добито 4-мя бонусами, совершенно не контрастирующими с фактурой основного содержимого диска). Последний семидесятнический релиз Haikara под названием "Iso Lintu" (1975) оказался заметно слабее предшественников. Группа замолчала на долгие двадцать лет, и лишь в 1998 г., на волне мирового возрождения прог-рока финский коллектив, к тому времени ставший легендой жанра, напомнил о себе слушателям новым творением, озаглавленным "Haikara IV: Domino"...

Devil Doll "The Girl Who Was… Death" (1989)

"Don’t trust him when he turns his back"… Начало бескомпромиссной сюиты длиною в 66 мин. 06 секунд (с 26-минутной паузой, предваряющей коду, – так задумано), инспирированной английским оккультным сериалом "The Prisoner". В центре внимания прелестный шутник Мистер Доктор и свита аккомпаниаторов. Для затравки немного арфы. Красиво? О да. Но не расслабляйтесь, не притупляйте бдительность. Зловещие чеканно-трафаретные марши уже на подходе. А теперь, мадам и мсье, поприветствуем его величество Голос.
Ехидная улыбка во чреве тьмы.
В гипнотической хрипотце таятся всевЕдение и всевИдение.
Этот многоликий Некто страшен и привлекателен: застарелый брюзжащий демон, «чертик» из пыльной коробки, обуянная паническим ужасом женщина, плаксивое дитя… и кажется, разнообразию ипостасей несть конца.
Devil Doll по-своему уникальны. Театр жанровой непредсказуемости. Пойди-разберись, кто они на самом деле: готические клоуны? симфо-металлеры? арт-рокеры? хохмачи из филармонии? Всего понемногу. Залог успеха? Это же очевидно. Абсолютно беспроигрышный вариант: интрига—мистификация—провокация. И не забудьте драматургический подтекст. Все роли четко распределены, в режиссуре ощущается умелая рука мастера. Кукловод дергает ниточки, и оркестр играет…
Неизменное отсутствие цвета, черно-белая тональность.
Музыка с чертами гравюры.
Еще не шедевр, но уж совершенно точно выше на пару голов обычно-средних релизов. Леди и джентльмены, терапевтический кабинет доктора Калигари к вашим услугам!

14 мар. 2008 г.

Gracious "Gracious!" (1970)

Хорошее вино, как известно, не старится. То же и с музыкой: настоящее искусство всегда в цене. Слушая записи английского квинтета Gracious, понимаешь: когда-то рок действительно был прогрессивным. Бьющая через край фантазия и композиционная изобретательность не могут не восхищать меломана, живущего в эпоху всеобщих штампов. Из коротких штанишек прото-прога участники Gracious выросли практически моментально. Намеченная стратегия (стремление к эпичности и единой концепции, полифонии и небольшому элементу гротеска, слиянию классики с блюзом, джаз- и хард-роком) не только оправдала себя, но и явилась точкой опоры для последователей. Ладно, бог с ней, с лирикой. Прямой вопрос: что имеем? Отвечаю: разделенную на пять частей рок-сюиту. Хорошо сбалансированная эклектика, тяготеющая к гармонии. Как говорится, возможно все: зафуззованный бас, гитарные риффы и резкие ударные вполне себе сочетаются с изяществом клавесинных проходов и замечательным многоголосием; если «Рай», то не на словах, а в звуках, дающих ощущение близости неба; коль уж «Ад», то по полной, с удушливым саундом и безразмерными диссонансами, дьявольским рэгтаймом с застольной оргией и рок-н-ролльным вариантом канкана; за камерно-акустической “Fugue in ‘D’ minor” проглядывает тень космического маэстро Баха, а в заключительном эпике “The Dream” электрогитарная истерия запросто пересекается с «Лунной сонатой», блюзоподобная тяжесть по-свойски разыгрывает партию с невесомым балладным арт-роком, хулиганские речевки-кричалки разбиваются о точную джазовую фразировку и покрываются туманом психоделических видений. Впечатляющая музыкальная история, несмотря на солидный возраст. Что добавить? Gracious!

Tantra "Misterios e Maravilhas" (1978)

Португальские арт-рокеры Tantra – явление в некоторой степени необычное. С одной стороны, ощутимое влияние британских классиков жанра (тех же Yes), с другой – определенно, что-то свое, атмосфера загадочных рефлексий в духе поэзии Фернандо Пессоа. Музыка крайностей, где бурная страсть и тонкая мечтательность сосуществуют на равных. Общая картина выстраивается из множества звуковых кирпичиков, в числе которых присутствуют: мистические клавишные подкладки, вкрадчивая гитара + искаженный вокодером голос; красивые астральные интерлюдии, что запросто оборачиваются виртуозными пассажами прифанкованного баса с энергетическим зарядом ударных. В коротком акустическом этюде а-ля Стив Хэкетт (“Aventuras De Um Dragao Num Aquario”) читается едва уловимая грусть, присущая ранней осени. Заглавная пролонгированная инструментальная пьеса напоминает сильно затянувшуюся прелюдию. Однако в середине действа характер ее меняется, вступают в силу джаз-роковые резервы, изощренная работа ритмачей, чистое фоно и драйвовая гитара. Тантрические мистерии достигают апогея в “Maquina Da Felicidade” – «Машине счастья». Этот смачно исполненный прогрессивный фьюжн выдержан в мрачноватых тонах, но просветление неизбежно. Стоит отметить интересный нюанс: композиционное строение ряда треков почти аналогично отдельным конструкциям легенды восточноевропейского прога – трио SBB. И эта близость усугубляется тем фактом, что португальский язык кажется удивительно похожим на польский. Посему любителям вышеупомянутого ансамбля, а равно и поклонникам эпического симфонического арт-рока рекомендую взять Tantra на заметку.

13 мар. 2008 г.

Jade Warrior "Waves" (1975)

Этнические влияния в музыке JW были ощутимы уже на первом альбоме. С годами ориентальные мотивы лишь усиливались, и к середине 1970-х движущие силы ансамбля в лице Тони Дьюига и Джона Филда начали ковать новый саунд. “Waves” яркое тому подтверждение. Никаких тебе заигрываний с хард-роком, как это случалось на прошлых пластинках, вокал ликвидирован за ненадобностью. В основании – эпичность и концептуальность + восточный мистицизм. Нагнетание психоделического тумана во вступительной части слегка напрягает. Однако наваждение быстро уступает место астральному блюзу, обильным флейтовым пассажам, свободному фортепианному рисунку от специально приглашенного Стива Уинвуда (ex-Blind Faith, Traffic, solo). Впервые проявляется нью-эйджевое начало (в 1990-х обновленные Jade Warrior придут фактически к чистому нью-эйдж). Вторая половина программы наполнена природными шумами, хрустальными дзэнскими колокольчиками, грозовыми раскатами муга и яркими соло блюз-роковой гитары Дэвида Дьюига – родного брата Тони. Можно сказать, в действие приводится уникальная формула Нефритового Воина, пространство расцветает красками, которых попросту ни у кого больше и нет. Драйв рождает глубину, и это кажется не более странным, чем традиционные буддистские коаны.
Оценка альбома – вещь сугубо индивидуальная, но, честно говоря, оперировать категориями «нравится / не нравится» как-то не тянет, ибо не тот случай. JW привлекают нестандартным мышлением, парадоксальным подходом к выстраиванию композиции. Они самобытны, вот что главное. А все остальное – от лукавого.

12 мар. 2008 г.

Willowglass "Willowglass" (2005)

Талантливые одиночки в прогрессивном роке не редкость. Есть, правда, одно «но». Энное количество одаренных мультиинструменталистов зачастую слабовато главным – композиционным мышлением. Willowglass – счастливое исключение. Англичанин Эндрю Маршалл, замутивший этот проект, прекрасно управляется с многочисленными звуковыми изысками, не забывая о мелодике. Песенным творчеством здесь не пахнет, бал правит инструментальная сторона - собственно музыка. Отголоски семидесятых сквозят в бархатных меллотроновых переливах, теплых тембрах клавишных, недурственной точной манере игры на электро- и акустической гитарах, возвышенных соло флейты, ритмике ударных… Флером романтизма овеяны такие вещи как “Remembering” и “Garden”, прекрасна классическая реприза “Interlude No.1”, яркими образными красками наполнена “Tower of the King’s Daughter” с массой замечательных интонационных находок, да и остальные треки на диво удачны. Элементом неожиданности в общем ряду становится “Waking the Angels”, сюжетные ходы которой умозрительно пересекаются с “Stardust We Are” шведов The Flower Kings. Что до источников вдохновения, тут без интриг: Camel, Genesis и, быть может, Gryphon времен “Rain Dance”. Если проводить аналогии с современными коллективами, ближайшими собратьями по цеху для Willowglass окажутся голландцы Trion, гнущие схожую линию.
В общем, чистейшей прелести чистейший образец. Ценителям светлых арт-роковых пасторалей – на заметку.

11 мар. 2008 г.

Czar "Czar" (1970)

Нетипичные представители типично британского направления. Своего рода тяжелая ротация раннего арт-рокового звена. В музыке шотландцев наличествует трудно выразимое словами начало, которое напрочь отсутствует у соплеменников типа Cressida и Spring. О чем речь? Поймете, послушав ту же “Cecelia” с ее мрачноватыми вязкими риффами: чем не основа для doom-металла? А легкое прикосновение «восточных» мотивов – добавочная порция «изюма». Классический базис проклевывается в приемах аранжировки. Что до самих композиций, то их основанием служит надежная ритм-н-блюзовая платформа. Общая картина примерно следующая: медленная ритм-секция, изящные партии меллотрона, теплые органные стаккато и весьма драйвовая гитара, солирующая в цеппелиноподобной манере. Схожесть с вышеозначенными собратьями по цеху угадывается в “Dawning Of A New Day”, где на барочную тему органа ложится гармоничное многоголосие. При этом гитара продолжает нещадно «блюзовать». Знакомые интонации знаменитой баховской “Air” сквозят в “Today”, навевая некоторые аналогии с Procol Harum. Однако в случае с Czar не стоит увлекаться компаративистикой, рискуешь попасть пальцем в небо (зарубежные рецензенты проводят параллели с дебютным альбомом King Crimson; в балладных фрагментах – быть может, но не более). Саунд и мелодическая подача группы весьма оригинальны. Четкий абрис собственного лица, если хотите. Рекомендовать всем адептам прог-сцены, пожалуй, не буду, зато любители самобытного звучания в классическом роке оценят музыку Czar по достоинству.

9 мар. 2008 г.

Indukti "S.U.S.A.R." (2004)

Географическое лидерство в прог-роке - сродни переходящему знамени. В 1970-х им прочно владели родоначальники жанра британцы. Затем наступил ледниковый период, без четко выраженного доминирования на арт-фронтах (хотя и в эту пору прогрессив бурно развивался в отдельных регионах, взять хотя бы Эстонию, Бразилию, отчасти Канаду). С началом 1990-х оживилось интеллектуально-музыкальное движение в Швеции, что по прошествии времени позволило знатокам жанра высказывать соображения о "скандинавском прогрессивном феномене". В первом десятилетии XXI века география арт-рока становится несколько рассеянной, но некоторые уже отмечают становление весьма оригинальных групп данного направления в относительно небольшой Польше. Возродились легендарные SBB, продолжают действовать выжившие в бурных 1990-х Quidam и Collage, образуются мягкие и лиричные Satellite, в одночасье становятся новыми богами прогрессива темные и рефлексивные Riverside. И вот новое имя на польском артовом небосклоне - Indukti.
На редкость профессиональный коллектив, включающий двух гитаристов, ритм-секциию и скрипку. Ядреная смесь индустриально-альтернативного прог-металла в духе Tool, изобретательного сухого и жесткого прог-рока а-ля King Crimson. Прибавьте к этому прозрачные акустические интерлюдии с хрустальными переливами арфы (!), некоторое влияние восточной (псевдо-арабской) мелодики и специально приглашенного вокалиста Мариуша Дуду (Riverside), чей сильный пластичный голос где-то углубляет музыкальную канву, а где-то попросту гипнотизирует. Крайне примечательный рок-акт и одно из наиболее существенных открытий последних лет.

Björn J:son Lindh & Staffan Scheja "Spirits of Europa" (1985)

"Spirits of Europa" – срединная часть трилогии, представляющей собою музыкальное путешествие во времени и пространстве. Десять инструментальных пьес, написанных Бьорном Джейсоном Линдом, иллюстрируют деятельность таких выдающихся личностей, как Бенвенуто Челлини, Сальвадор Дали, Жанна Д’Арк, Леонардо да Винчи, Фредерик Шопен, Вацлав Нижинский и др. Фактурность звуковых образов помимо Линда воссоздает и другой воспитанник Стокгольмской Королевской Академии музыки – пианист Стеффан Шейа. Рояль, синтезаторы, флейта. Большего им не надо. При всей лаконичности выразительных средств, рожденные шведским дуэтом симфонические миниатюры тонки, многомерны и по-настоящему красивы. Слияние мечты и гармонии. За каждым названием маленькая вселенная духа. Исполнительские таланты классиков жанра позволяют нам заглянуть в святая святых художника – его мастерскую. Здесь почти воочию можно понаблюдать, как из бесформенной глыбы мрамора является миру шедевр скульптуры (“Prelude Op. II”), ощутить яростный вихрь безумной страсти тонкоусого испанского гения сюрреализма (“Habanera”), раствориться в сладостной неге танцевальной пантомимы от мастера иллюзий (“Jeux”) или проникнуть в суть замысла величайшего человека Эпохи Возрождения, чей код на глазах всего мира попытался расшифровать несносный выскочка Дэн Браун (“Arrival of the Glider”). …Чудо визионерства идет на убыль. И хочется сердечно поблагодарить маленький оркестр Линда и Шейа за почти мистическое совершенство даримых ими созвучий.

Camel "Nude" (1981)

После эклектичных, местами откровенно попсовых “Breathless” (1978) и “I Can See Your House From Here”(1979) Энди Лэтимер на пару с женой Сьюзен Хувер (автор лирики) содеял то, чего от Camel не чаяли дождаться поклонники: сочинил концептуальный альбом на основе одной реальной истории из книги «Героические ошибки». Воплощать идею в жизнь взялись не последние в арт-роковых кругах люди: Дункан Маккей (ex-10 CC, Alan Parsons Project, solo), Иен Шелхаас (Caravan), Мел Коллинз (ex-King Crimson etc.), Херби Флауэрс (Blue Mink, T.Rex, Sky), и конечно же верные Колин Бэйз с Энди Уордом. Результат можно смело назвать шедевром. Программа, впитавшая массу стилистических влияний (в том числе и модные new wave фишки), вышла на удивление целостной. Сочетание яркости и глубины, мелодики и симфонизма, прозрачности и драйва… Безумно красивая МУЗЫКА, исполненная с подлинным мастерством.
Если говорить об отдельных фрагментах сюиты, то здесь выделяются:
1) “Docks ” – своеобразный драматический узел пластинки. Созданная Лэтимером в содружестве с упорхнувшим домой в Штаты Китом Уоткинсом (Happy The Man), эта вещь написана в оркестровом ключе, но применительно к формату рок-группы.
2) “Landscapes” – бесподобный, переливающийся флейтовыми пассажами и атмосферными клавишными этюд. Тонкая вязь парящих в эфире гармоний.
3) “Changing Places” с ее этнической перкуссией, духовыми и невесомым фоновым вокализом оставляет ощущение близости африканской саванны. Ничего подобного у Camel ранее не встречалось.
4) Ну и двухчастная, капельку меланхоличная, но все ж таки обнадеживающая “The Last Farewell” служит прекрасным финалом этого светлого во всех отношениях диска. Роскошный золотой «гвоздь», вколоченный в безликую стену восьмидесятых.

Opeth "Still Life" (1999)

Opeth верны себе. В безрадостном мире скользящих теней солнце по-прежнему не восходит. Так что любители мажора могут смело игнорировать наш маленький экскурс на территории сумрака. Остальным же советую присмотреться к картинке с обложки. Взглянули? Еще вопросы имеются?
Вкрадчивое интро – словно не страдающий оптимизмом прогноз. Хрупкая акустика сменяется шквалом. Очень по-шведски. Однако герои повзрослели, ударились в лирику. Металлическая основа не столь жестковата, как раньше. Партии мелодичны и где-то даже приятны. Гроул-вокал, скорее, дань традиции, а не самоцель, ибо в нем вместо ярости почему-то сквозит умиротворенная печаль. Гетеборгцы во главе с лидером Микаэлем Окерфельдтом опосредованно внушают поклонникам: ребята, мы помудрели, дело за вами. И потому скоростное наяривание уступает пространство арт-роковым вальсам, рычание трансформируется в прозрачно-высокую чистоту. Балладная меланхолия с околоблюзовым «говорком» электрогитары (“Benighted”) явно нацелена в будущее, к одухотворенным образам альбома “Damnation”. Хотя и тут камерная исповедь обнажающего душу менестреля грозит последующим взрывом эмоций (“Face of Melinda”). Но упругие риффы, взвихряющиеся композиционные прогрессии, гарцующая ритмика – все это второстепенно. Главное – красота. Пусть ночная, холодная, осенняя. Пусть. Просто слушайте “Still Life” непредвзято, отстраняясь от стереотипов, и тогда сумеете прочувствовать, сколь он хорош.