22 дек. 2009 г.

Canvas "Digital Pigeon" (2007)

Альбом американского проекта Canvas вызвал совершенно полярные реакции корифеев "прог-репортажа": с одной стороны Джерри Лакки, автор нескольких путеводителей по арт-року, с другой - Виталий Меньшиков, заслуженный летописец прогрессивного жанра. Первый из них диск похвалил, второй, соответственно, пожурил. Истина, как водится, где-то посередке. Попробуем нащупать.
Очевидно, лидеры Canvas изначально не ставили перед собой цели играть замороченно-техничную музыку. Мэтт Швейцер (гитара, бас, клавишные, ударные, перкуссия) и Крис Коубел (клавишные, труба) исповедуют облегченный вариант прогрессива, во многом ориентированный на саунд конца 1970-х - начала 1980-х. Основной упор в данном случае делается на яркий мелодизм и богатые аранжировки. Для полноты картины оба соавтора подключили к действу нескольких вокалистов (в лучших традициях неприкрыто обожаемых ими The Alan Parsons Project). Это Грег Лаунсберри (духовые, гитара) и Том Мэттерн (вспомогательные клавишные, бас, гитара, флейта), а также Зак Ола и Брюс Смит. Чистых инструменталистов здесь также море разливанное: ударники - Джон Своуп и Винс Саймон, гитаристы - Брайан Пирс, Джон Дэвид Торнтон (вспомогательный бас и клавишные), Орландо Бланко, трубач и тромбонист Брэд Котнер + скрипачка Хизер МакФерсон. Короче говоря, с амбициями у ребят все о'кей. А каково с композицией? И вот тут кроется главная интрига, пресловутый камень преткновения. Судя по первым семи-восьми трекам, писать песни Мэтт и Крис вполне умеют. За вещи типа "Dark Side of the Sun", бессловесный этюд "Spiders", типично штатовский фанк-AORовый номер "Armchair Voyager" или же любовно-драматическую "You" можно не стыдиться. Причем, исполнены эти вещи в стилистически отличных друг от друга манерах, что кому-то покажется явно положительным признаком, а кому-то - напротив. Но это уже дело вкуса и широты кругозора. Искристая поп-артовость а-ля Supertramp с прекрасными голосовыми гармониями до поры тешит слух. И говоря откровенно, вдохновителям проекта следовало бы остановиться на продолжительности диска минут эдак в сорок пять. Но чувство меры подвело Швейцера с Коубелом. В итоге мы получаем еще полчаса звучания. И это не есть хорошо, поскольку среди неплохих разнокалиберных опусов попадаются проходные типа "Calmsy Downsy". Другой существенный грех сочинителей - нежелание вовремя свернуть тему, что выливается в неоправданную затяжку отдельных произведений.
В общем, я вполне понимаю и Джерри Лакки, поздравившего Canvas со столь позитивным релизом, и г-на Меньшикова, сетующего на некоторую аморфность второй части полотна. В каждом из утверждений своя доля правды. И чтобы расставить точки над "i", предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с "Digital Pigeon". В конце концов, творилась пластинка от чистого сердца. А это тоже ценить надобно.