25 апр. 2010 г.

Pilot "An Anthology 1974 - 1977" (2009; 4 CD)

В 2009 году компания RPM Retrodisc, дочернее предприятие лейбла Cherry Red Records, решила напомнить ностальгически настроенной аудитории об одной хорошей группе из когорты незаслуженно забытых. Речь, как вы уже догадались, идет о коллективе Pilot, чья история берет свое начало в 1973 году. Сформировали команду три эдинбургских музыканта: Дэвид Пэйтон (р. 1949; вокал, бас, гитара), Уильям "Билли" Лайалл (1953-1989; клавишные) и Стюарт Тош (ударные). Закадычные друзья Пэйтон и Лайалл были знакомы еще с середины 1960-х, когда оба играли в составе известной поп-группы Bay City Rollers. Так что к моменту создания Pilot ребята имели четкое обоюдное представление о собственных талантах и о том, какой репертуар они хотят исполнять. С полгода ушло на сочинение материала, впоследствии составившего дебютный альбом, созвучный названию ансамбля. Демо-запись Пилота заинтересовала руководство крупнейшего британского аудиоконцерна EMI, в результате с трио был заключен контракт, и парни засели в студии. К процессу работы над пластинкой решили привлечь свободного гитариста. Выбор пал на Йена (урожденного Джона) Бэйрнсона (р. 1953), вскоре ставшего четвертым участником Pilot. Вышедший в 1974 году первенец "From the Album of the Same Name" имел довольно приличный успех, в основном благодаря двум композициям - "Just a Smile" и сингловой "Magic". В фундаменте всех двенадцати песен пластинки - легкий, не претендующий на глубину и концептуальность поп-рок с привкусом арта, лирико-романтическим антуражем и добротными аранжировками. Яркий мелодизм, "мажорная" направленность подавляющего большинства треков (дарующая слушателю иллюзию праздника), умелые оркестровки - вот те слагаемые, что позволили группе "выстрелить" в цель, застолбив нишу в мире популярной музыки Британских островов. Отдельные вещи с альбома обосновались на радио, тем самым обеспечив "пилотам" определенную известность на родине.
Второй релиз под названием "Second Flight" (1975) структурно являлся почти что близнецом предшественника. Та же бодрая, заряженная неистощимым позитивом музыка, под которую столь хорошо пробуждаться с утра. В роли потенциального хита выступала композиция "January", также изданная синглом. Впрочем, из двенадцати представленных треков выбрать лучший было действительно проблематично: откровенно слабых вещей тут нет, а сами композиции идеально "заточены" друг под друга, образуя на выходе целостный и весьма привлекательный комплекс. Если уж озадачиться и выделить из коллекции ярких, излучающих бенгальское сияние номеров что-то одно, то я бы остановился на замыкающей теме "Dear Artist" - искреннем лирическом этюде-размышлении с отменным симфоническим аккомпанементом. Ну, и конечно же нельзя не упомянуть про одно замечательное нововведение: на "Second Flight" братья-пилоты впервые разродились инструменталом - довольно "вкусным" гитарно-синтезаторным игровым опусом "55° North 3° West", сочиненным Бэйрнсоном и Лайаллом. Обе пластинки продюсировал именитый звукорежиссер Алан Парсонс, вынашивавший планы создания своего коллектива. Ребятам из Pilot он по-настоящему симпатизировал, посему участие всех членов квартета в записи эпохального дебюта The Alan Parsons Project "Tales of Mystery and Imagination" (1976) явилось вполне закономерным событием.
1976-й год ознаменовался появлением третьего лонгплея Pilot - "Morin Heights". Этому релизу было суждено стать самым "роковым" из всех творений "пилотов". Сказалась и смена продюсера (Рой Томас Бэйкер), и перемены в составе: ушел органист Лайалл, напоследок подарив коллегам небезыинтересную конструкцию "Maniac"; место за клавишными занял Питер Оксендэйл. Фирменные хоральные распевки попсового толка на удивление неплохо легли в новое, более твердое ложе. И хотя маска прежней беззаботности мелькает в некоторых из песен, по большому счету это лишь умелая имитация: ребята повзрослели, заметно прибавили в серьезности, но при том остались романтиками в душе, свидетельством чему артовые баллады "Steps" и "Running Water". Однако некоторая прогрессивность материала спровоцировала возникновение разногласий между участниками. Выбранный фронтменом Пэйтоном курс по ряду причин не устроил ударника Тоша. Стюарт покинул команду до выхода альбома, оказавшегося в итоге их наиболее продаваемым диском.
Четвертый - и последний классический LP Pilot "Two's a Crowd" (1977) создавался тандемом Пэйтон-Бэйрнсон под неусыпным контролем Алана Парсонса и при участии сессионных исполнителей (Стив Суинделлз - клавишные, Тревор Спенсер и Генри Спинетти - ударные). Постигшие ансамбль неприятности совершенно не отразились на качестве музыки. Поднаторевший в написании хитов дуэт выдал "на гора" довольно зрелую программу в духе облегченных The Alan Parsons Project. Практически каждый из номеров в высшей степени мотивен, звучание мягкое, в лучших полифонических традициях семидесятых. Искристое кружево мелодий, превосходное оркестровое обрамление, мечтательные вокальные партии Дэвида Пэйтона... Словом, все как надо. Только вот не принятый в расчет фактор времени сыграл с парнями злую шутку: беспредельное убожество панка свело на нет старания множества талантливых артистов. Несмотря на коммерческий провал "Two's a Crowd", многие английские меломаны считают его едва ли не пиковым достижением группы, и, вероятно, небезосновательно. Впрочем, судить об этом Вам.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Сергей, а возможно ли обновить эту ссылку? Был бы очень благодарен.

Юрий (Киев)

Sergei Uvaroff комментирует...

Юрий, все ссылки действующие (здесь они выделены зелёным в тексте). Но на всякий случай сделал общую на архив с 4-мя альбомами (в заголовке). Если что-то не так, – сигнализируйте, постараюсь исправить.

С уважением,
Сергей

Анонимный комментирует...

Ага, я понял - там ссылка с каждого альбома шла на отдельное скачивание. Еще раз огромное Вам спасибо, что так оперативно реагируете на просьбы и на забрасываете свое любимое "детище" )) Нечасто встретишь такое.

С уважением,
Юрий (Киев)
Prog Rock Forever