31 июл. 2008 г.

McKendree Spring "Spring Suite" (1973)

"Один из лучших всемирно неизвестных ансамблей", - так отзывался о своих подопечных менеджер Билл Грэм. Что ж, в каждой шутке есть доля истины.
Этот звучащий в английском стиле коллектив образовался отнюдь не в Британии. McKendree Spring возникли в 1968 году на просторах Нового Света по инициативе певца и гитариста Фрэна МакКендри. В соратниках его значились гитарист Мартин Слутски, электроскрипач и клавишник Майкл Дрейфусс, а также басист/пианист Кристофер Бишоп. От услуг ударника господа артисты решительно отказались, сделав ставку на камерность саунда, берущего истоки прежде всего в фолк-музыке с оттенком кантри, традиционном ритм-н-блюзе и новомодном (на тот момент) арт-роке. И вот, "Весенняя сюита", - их пятый по счету релиз. Рассмотрим по пунктам.
Интролюдия "Equinox" - любопытная инструментальная зарисовка, в рамках которой уживаются драйв, вносимый гитарой с "wah-wah" эффектом, и элегическое наполнение, обеспечиваемое партиями скрипки на фоне "космизмов" синтезатора Муга. Искусно выставленный полифонический ракурс не сразу дает заметить отсутствие барабанов, что говорит о мастерстве и зрелости исполнителей. Классического свойства композиция "Winter", перетекает в драматический фолк-блюзовый номер "I Was Born", устремляясь дальше, к прекрасной артовой балладе "The Madman", своим рисунком слегка напоминающей произведения творивших по ту сторону Атлантики ребят из Fantasy. Лиричный экскурс "The Girl" - своеобразная дань уважения Бобу Дилану и Нилу Янгу, за которым следует другой спокойный этюд "Today's the Day" (великолепные вокалы и пыльный привкус дорог среднего Запада). "The Storm" - акустическое смешение всех ингредиентов в единое целое. "Growing" заставляет снова обратить взор к Туманному Альбиону, ибо мелодические гармонии данной вещи сродни тем, что встречаются у гениального Ника Дрейка. А венчает картину "Spring" - щемящий этюд в английских тонах с ажурными симфоническими виньетками (между прочим, редкостной красоты песня).
Вердикт: крайне приятная работа, рекомендуемая к прослушиванию представителям всех рас, возрастов и конфессий.

30 июл. 2008 г.

Scott Rockenfield & Paul Speer "Hells Canyon" (2000)

Адский каньон - географическое наименование глубочайшего ущелья в Северной Америке. Именно его мрачная красота вдохновила музыкальных "колористов" Спира и Рокенфилда на создание этого инструментального опуса.
Пол и Скотт познакомились в 1991 году. Затем была совместная работа с пианистом Дэвидом Ланцем, а в 1998 г. вышел первый альбом новообразованного творческого тандема - проект "TeleVoid", имевший успех у слушателя и удостоенный престижной премии "Эмми". Настроившись на нужную волну, ребята по инерции за короткий срок сумели оформить саундтрек к анимированной компьютерной ленте, после чего решили "расслабиться" и записать что-то в свое удовольствие. "Hells Canyon" подарил такую возможность. По признанию Пола Спира, ему всегда хотелось создать полноценный рок-альбом. Поскольку в дуэте с маэстро Ланцем большую часть музыки сочинял Дэвид - человек нью-эйджевой направленности, его компаньону приходилось существенно менять манеру гитарной фразировки, подчиняясь задаваемым жанрово-тематическим параметрам. На сей раз сдерживающие факторы отсутствовали. Была лишь студия, настоящий металлический ударник Скотт Рокенфилд, привыкший "бомбить" в родной команде Queensryche, неплохой арсенал инструментов и полная свобода действий. Результат - 46 минут отличного прогрессив-рока, прочно спаянного с тенденциями электронной эмбиент-стилистики. Особенно радует тот факт, что на "Hells Canyon" никто не узурпирует звуковое поле, не тянет одеяло на себя. Сложившийся гармоничный симбиоз - итог равноправного партнерства. Пол позволил Скотту раскрыться как композитору, чем последний не преминул воспользоваться. Помимо "клейкой" гитарной игры и ударных, диапазон которых поистине невероятен, мы слышим атмосферные клавишные (партии синтезаторов поделили поровну) и небесные фоновые хоралы вокальной группы "Симфония голосов". Сравнить эту "вещь в себе" с кем-то еще непросто. Отдаленные аналогии возникают с Djam Karet, но если брать в целом, "Адский каньон" - самобытный образец современного рок-импрессионизма. Настоящее соническое приключение. Рекомендую.

28 июл. 2008 г.

Maxwell’s Demon “Prometheus” (2001)

Мифы для арт-рока - вещь благодатная. Старожилы в этой связи могут вспомнить предтечу легендарных соотечественников Автограф - ансамбль Високосное Лето, в чьем репертуаре значилась сюита "Прометей прикованный". Вероятно, сегодня она звучала бы наивно, но тогда это был подлинный прогрессив! И вот очередная вариация на тему. Хотя музыкальные источники влияния здесь, конечно, иные.
“More thanks goes to… Änglagård for inspiring this project”. Вообще-то, слышно. И аналогии неизбежны, в частности с альбомом “Epilog”. И не совсем уместны. Поскольку копнули эти американские ребята на удивление глубоко. Не менее глубоко, чем вдохновившие их шведы. Трио в составе: Крэйг Биби (клавишные), Джон Гэлбрайт (гитара, бас, флейта) и Доу Дрэйпер (ударные) решило не размениваться по мелочам. На диске представлена лишь одна композиция – «Прометей». Бескомпромиссная пьеса длиной в 39 минут при полном отсутствии вокальных партий. Разыгранная на аналоговых инструментах, она изначально распространялась на компакт-кассетах среди друзей участников проекта. Вскоре Демоном Максвелла заинтересовались люди с Wayside Music, стараниями которых “Prometheus” наконец-то увидел свет, причем в двух форматах одновременно - LP и CD. Саунд-палитра старательно копирует звучание команд середины семидесятых. Очень важный момент, ибо "агонизирующие" структуры «Прометея» по зубам окажутся не многим. РИО (R.I.O. - Rock in Opposition) с человеческим лицом, если угодно. Скрашенное теплыми тембрами меллотрона, органа, «гибсонов» и «фендеров» с «рикенбэкерами», приправленное обманчиво-воздушными трелями флейты. В западных каталогах их характеризуют как «симфо-прог». Черта с два! Это больше похоже на камерный академический авангард, исполненный по нотам рок-музыкантами (на ум приходят гении советского арта Горизонт). Абсолютно завернутая штуковина, с кучей атональностей и хитроумных мелодических ходов. Упорядоченная основа имеется, но настолько завуалированная, что местами возникает ощущение причастности к акту хорошо контролируемого безумия. К авангарду, признаться, отношусь с прохладцей. Однако слушал от сих до сих, и не секундой не пожалел. Своего рода шедевр. Дикий, но симпатичный.

Anti-Depressive Delivery "Feel. Melt. Release. Escape" (2004)

В первой половине 1990-х на просторах заснеженного норвежского города Тронхейм творила команда под названием Fig Leaf. Опираясь на традиции классического рока, парни играли комплексный прогрессив, в котором явственно читались влияния Van Der Graaf Generator, Pink Floyd, King Crimson, Gentle Giant... Короче, путь по стопам гигантов. Надо сказать, их заметили. Дебютный диск Fig Leaf "Plays Bob W. and Other Selections" (1995), благодаря дистрибьюторам с Musea, разошелся по миру и собрал неплохие отзывы в прессе. Потом были еще два альбома, но в итоге что-то там не срослось. В общем, на обломках коллектива и возникли Anti-Depressive Delivery. Уникальную манеру этих бойцов я бы определил как Wobbler наоборот. Причудливое и достаточно оригинальное смешение «меллотрон-рока» 1970-х и жесткого прогрессив-металла скандинавской школы. Парадоксальное, на первый взгляд, стилевое ассорти в умелых руках закаленных концертами профессионалов оказывается весьма действенным. Полная аналоговая линейка клавишных (органист Хакан-Мариус Петерсен помимо меллотрона использует "Хаммонд", Rhodes-пиано, Мини-Муг и синтезатор String Ensemble) благородно оттеняет колючие, а порой и вовсе брутальные гитарные риффы. Вокал Пита Бека (он же Пер Флаа) сильный и чистый, но немного стандартный, характерный, скорее, для хардовых команд. В ряде треков ему помогает Моника Эдвардсен из культовых 3rd And The Mortal. Основной упор делается все же не на технику (она, как и следовало ожидать, на вполне достойном уровне), а на композицию. Иногда ритм-секция и гитара работают в приятном для слуха джаз-роковом ключе, местами едва уловимы отголоски блюза, однако целостная картина, повторюсь, являет нам металлизированный вариант ретро-прога (бласт-биты ударных на фоне типично семидесятнических тембров - это, знаете ли...). Отменно хорош замыкающий симфо-артовый пятнадцатиминутный эпик, в котором клавишник выдает нечто близкое по духу не то Патрику Морацу, не то Энтони Бэнксу. Впрочем, чтобы насладиться его красотой, прежде необходимо одолеть стальное "молотилово" идущего предпоследним опуса, созвучного названию группы. Словом, еще одно примечательное музыкальное знакомство, хотя борцам за чистоту жанра рекомендовать "Feel. Melt. Release. Escape" поостерегусь. Уж больно забористый вышел коктейль.

27 июл. 2008 г.

Supersister "Iskander" (1973)

Искандер Зулькарнайн или Искандер Двурогий - именно так величали на мусульманском Востоке легендарного завоевателя Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.). Деяния бесстрашного полководца вдохновляли не одно поколение художников, поэтов и музыкантов. Вот и голландские "кентерберийцы" Supersister на своем пятом альбоме решили воскресить "преданье старины глубокой".
Команда под управлением органиста/вокалиста Роберта Яна Стипса знатокам раннего арт-рока 1970-х, как правило, известна прежде всего своей шутовской (а местами и вовсе пародийной) подачей материала; эдакие фламандские Samla Mammas Manna. Однако "Iskander" в определенной степени воспринимается отступлением от традиционного карнавального веселья "суперсестер". Перед нами классически структурированное концептуальное полотно, опирающееся, с одной стороны, на каноны симфонического прогрессивного рока, а с другой, - несущее в себе черты джаз-рокового плана, приправленные легким ориентальным оттенком. В отсутствие гитары основная нагрузка ложится на клавишные маэстро Стипса и духовые саксофониста/флейтиста Чарли Марьяно, чьи партии задают настроение пластинке в целом (от щемящих пассажей до полного бурлеска и громоподобных раскатов в отдельных эпизодах). Мастермайнд ансамбля демонстрирует совершенно потрясающие композиторские способности, выстраивая номера таким образом, что искристая "несерьезная" легкость сочетается в них чуть ли не с академической глубиной (к слову, трек "Confrontation of the armies" и вовсе перекликается со знаменитой темой Алексея Рыбникова из кинофильма "Приключения Буратино"). Фееричный симбиоз виртуозного фоно с бархатным рокотом органа "Хаммонд", вкрадчивыми поползновениями электропиано, залихватскими соло сакса и умопомрачительной работой ритм-секции в лице Рона ван Экка (бас-гитара) и Германа ван Бойена (ударные, перкуссия) не может не радовать взыскательное ухо. Несмотря на природный артистический дар Роберта, проявляемый им в певческих моментах, здесь упор делается на инструментальную составляющую, что позволяет слушателю оценить недюжинный потенциал Supersister. При минимуме средств максимум эффекта, пожалуй, так. И эта негласная формула в голландском варианте оправдывает себя на сто процентов.
Отличный релиз, рекомендуемый любителям оригинальной рок-музыки 1970-х.

David Lanz & Paul Speer "Bridge of Dreams" (1993)

"Bridge of Dreams" - последнее полноценное студийное творение двух гранд-мастеров "имагинативной" музыки. Альбом, вдохновленный исследованиями американского мифолога Джозефа Кэмпбелла, по мысли создателей, должен помочь слушателю протянуть незримую нить к его личностной, персональной мифологии, наполненной универсальной символами, берущими начало в современных реалиях. В отличие от предыдущих пластинок, автором большинства композиций на сей раз выступает Дэвид Ланц. И отсюда - неповторимая элегическая атмосфера, основной лейтмотив "Мостика Грез". Перу Пола Спира принадлежат всего две вещи - "Walking with Alfredo" и "Out of the Shadows", выделяющиеся оригинальным сочетанием фьюжн-элементов с классическими пианиссимо. Начало релиза - напоминание о двух гениальнейших мелодистах ХХ века. Инструментальная версия "A Day in the Life" Дж. Леннона и П. МакКартни звучит свежо и мощно. Вообще, тех, кто уже успел "прикипеть" к саунду прошлых работ дуэта, ждет много нового. Впервые появляются треки с вокалом, причем, довольно приятственные и совсем не выпадающие из контекста. Состав вспомогательных музыкантов также существенно увеличен: помимо уже знакомых басиста Стивена Рэя Аллена и ударника Нила Спира здесь представлены разномастные бэк-вокалисты, перкусионист Стив Рэйд, исполнитель на табла Тор Дитрихсон, а также - новинка! - Сиэттльский симфонический оркестр, обеспечивающий пусть и фоновую, но весьма существенную поддержку. В ряде случаев барабанит специально приглашенный Скотт Рокенфилд, ударник культовой прог-металлической группы Queensryche (кстати сказать, его разнообразные таланты были по достоинству оценены Полом Спиром, в 2000 году предложившим Рокенфилду равноправное сотрудничество в своем новом, уже целиком арт-роковом проекте; но об этом как-нибудь позже). Жемчужина диска - "Ode to a Dark Star", бессловесная баллада с отчетливым симфоническим рисунком, фактически номер-бенефис для Дэвида Ланца (не случайно в буклете он подробно останавливается на идейной подоплеке "Оды к Темной Звезде"). Впрочем, и остальные произведения ничуть не слабее.
Итог: шикарный подарок всем поклонникам по-настоящему красивых мелодий. Наслаждайтесь.

26 июл. 2008 г.

David Lanz & Paul Speer "Desert Vision" (1987)

Второй совместный альбом двух великолепных художников звука получился еще более ярким, нежели и без того отменный дебют. По признанию Пола Спира, это его любимый проект из числа сотворенных с Дэвидом Ланцем. И слушая "Desert Vision", наслаждаясь кристально отточенными партиями каждого инструмента, вполне понимаешь, отчего оно так. На сей раз проницательный взгляд Спира и Ланца обращен к природе юго-запада Америки. Пустыни Аризоны с их белым песком и редкими дождями, каменные идолы, оставленые индейскими племенами, предгрозовые вспышки молний, поражающие воображение картины великих каньонов... Насыщенный рок-саунд, сопряженный с клавишной прозрачностью; в итоге - совершенно уникальная атмосфера со своими индивидуальными чертами. Этот притягательный симбиоз в полной мере проявляется сходу, в открывающей диск композиции "Eagle's Path". Ткань пластинки расцвечена замысловатыми узорами, чему в немалой степени способствует привлечение ряда профессиональных музыкантов: Нил Спир (ударные), Джеймс Рейнольдс (программирование, электронная перкуссия), Дитер (флейта, тибетские колокольчики), Ричард Уорнер (бамбуковая флейта, альт-саксофон), Джон Серри (вспомогательные синтезаторы), Стив Аллен (бас-гитара). Тонкая нью-эйджевая мелодика, идущая от Дэвида Ланца, делит пространство с экспериментального характера эпизодами, на которые такой мастер Пол Спир (в этом отношении выделяется гипнотический номер "Sculptures"). Альбом буквально пронизан стойким ощущением вечности, что царит в нетронутых цивилизацией, сокрытых от любопытных взоров диких уголках планеты. Образную "кинематографичность" треков не преминули отметить и продюсеры с Miramar. Таким образом, творческий актив славного дуэта пополнился еще одной пейзажной видеопрограммой, отснятой и срежиссированной старым знакомым Яном Никманом (как и "Natural States", "Desert Vision" изначально выпускалась на VHS-кассетах, однако сейчас обе работы доступны в формате DVD).
Итог: чудесный релиз, горячо рекомендуемый всем ценителям прекрасного.

25 июл. 2008 г.

David Lanz & Paul Speer "Natural States" (1985)

"Одна голова - хорошо, а две - еще лучше". Тысячу раз права народная мудрость. И лишнее ей подтверждение - конгломерат Дэвид Ланц—Пол Спир. На момент знакомства в 1981 году каждый из них уже имел определенную репутацию. Дэвид - блестящий пианист с классическим образованием и весьма широким музыкальным кругозором, Пол - гитарист, окончивший музыкальную школу при Университете Айдахо, успевший варягом переиграть в различных местечковых составах. Историческая встреча будущих друзей случилась в Сиэттле. Оба были молоды, задорны и полны свежих идей. Однако, несмотря на совместные джемы, первые альбомы выпускались ими сольно. Но это до поры. В 1983 г. маэстро Спир повстречал Яна Никмана, энергичного режиссера и оператора телекомпании NBC, задумавшего проект музыкальных видеоинсталляций. Ангажировав Пола на правах аудиопродюсера в свою команду, Никман реализовал серию зарисовок под общим названием "REV", впоследствии удостоенную премии "Эмми". Удачное начало предполагало дальнейшее развитие. Посовещавшись со Спиром, Ян позвал в компанию Дэвида Ланца...
"Natural States" - соническое инструментальное путешествие на северо-запад США. Мистика заповедных уголков американской природы получила новое измерение благодаря композиционно-исполнительским талантам творческого тандема. Нежнейшие краски фортепиано и синтезаторов, нью-эйджевая чистота и гармония сменяются колоритными и не менее утонченными арт-роковыми эпизодами, где безбрежную высь пронзают флойдообразные электрогитарные стрелы (особенно показательна в этом отношении вторая часть программы). Чарующая красота звука парит над лесами и водопадами, возносится к горным кряжам и растворяется в предрассветных всполохах... Художественный уровень "Natural States" по достоинству оценило руководство лейбла Miramar. В результате содержание пластинки плавно трансформировалось в саундтрек к одноименному пейзажному фильму, снятому Яном Никманом. И вряд ли создатели волшебного релиза могли представить себе, что их детище по итогам продаж достигнет мультиплатинового статуса. Тем не менее, оно случилось. И совершенно заслуженно.
Ну, а я в свою очередь предлагаю Вам окунуться в мягкую магию Дэвида Ланца и Пола Спира.

22 июл. 2008 г.

Glass Hammer "Culture of Ascent" (2007)

Группу YES любят многие. Например, американские прогрессоры Glass Hammer. Правда, до недавнего времени это пристрастие заокеанских граждан выражалось, скорее, в фетишистского толка штучках: так, логотип команды придумал и изобразил не кто-нибудь, а сам Роджер Дин - старейшина художественного цеха мирового арт-рока. В музыкальном же отношении привязанность GH была как-то не слишком заметна. Однако их десятый студийный альбом "Culture of Ascent" все расставил по местам. Заручившись согласием легендарного фронтмена YES Джона Андерсона, художественные руководители этого ансамбля из Чаттануги (штат Теннесси) Стив Бэбб (бас-гитара, орган, меллотрон, арфа, Мини-Муг, перкуссия) и Фред Шиндел (фортепиано, орган, меллотрон, синтезаторы, акустическая гитара) решили вскрыть карты. Таким образом, первое, с чем встречается слушатель на данном диске, аккуратная кавер-версия йесовской композиции "South Side of the Sky", исполненная певицей Сьюзи Богданович при бэк-вокальной поддержке самого маэстро Андерсона (кстати, старина Джон украсил своим вокализом еще один из номеров Glass Hammer - "Life by Light"; на сей раз - вещь авторская, но явно берущая истоки в творчестве грандов). Разумеется, сравнивать оный вариант с оригиналом особого смысла нет. Но, как своеобразное прочтение классики, вполне заслуживает внимания. За комплексность и симфоническую направленность музыки коллектива, помимо вышеозначенных персон, отвечают гитарист Дэвид Уоллиманн, лидер-вокалист Карл Грувз, ударник Мэтт Мендинс, а также струнное трио The Adonia (Ребекка Джеймс - скрипка, Сьюзан Уайтэкр - альт, Рэйчел Бекхэм - виолончель). В общем, полифония гарантирована. Ретро-направленность релиза проистекает из использования преимущественно аналогового инструментария, однако звук при этом все равно остается модерновым. Лидеры проекта (те же Бэбб с Шинделом) демонстрируют умение сочинять достаточно интересные, пролонгированные опусы, наводненные реминисценциями из массивной копилки английского прогрессива 1970-х. Ну, а зачем, спрашивается, изобретать велосипед, если основные ингредиенты давно уже открыты. Главное - смешивать в нужных пропорциях, чтобы коктейль вышел в меру вкусным и освежающим. С задачей Glass Hammer успешно справляются. И, судя по всему, пороха в пороховницах у ребят хватит надолго. Дай то бог.
Приятного прослушивания.

21 июл. 2008 г.

Mike Batt With The London Symphony Orchestra "Schizophonia" (1977)

Майк Бэтт - фигура уникальная. Не получив систематического музыкального образования, самостоятельно освоив нотную грамоту и игру на нескольких инструментах, он сумел стать одной из самых уважаемых персон в Великобритании. Охват его многогранен: композитор, поэт, исполнитель, дирижер, продюсер... Дважды удостаивался престижной премии Ivor Novello в номинации "Лучшая музыка к кинофильму". На счету Бэтта сотрудничество с оркестрами разных стран и континентов, работа с Артом Гарфанкелом, Клиффом Ричардом, Барбарой Диксон, Эндрю Ллойд Уэббером - список можно продолжить. Однако, ближе к теме.
"Шизофония" - весьма любопытная арт-рок сюита, скроенная по канонам, заложенным в 1970-е. К ее воплощению Майк привлек значительное количество инструменталистов, включая именитых - известного гитариста Криса Спеддинга, мастера стил-гитары Би Джей Коула, перкуссиониста Рэя Купера, басиста Херби Флауэрса, позднее прославившегося в составе Sky, и многих других. Еще один полноправный участник этих звуковых сессий - Лондонский Симфонический Оркестр, в данном случае выступающий под управлением самого маэстро. Отменный мелодист Бэтт в порыве вдохновения написал целый ряд ярких вещей - потенциальных хитов, не уступающих по своим характеристикам отдельным опусам Electric Light Orchestra или The Alan Parsons Project. Но это отнюдь не легкомысленное заигрывание с поп-музыкой. У Майка все серьезно, даже незатейливые с виду мотивы. Достаточно вслушаться в оркестровые аранжировки, дабы понять: перед нами зрелый Мастер с задатками перфекциониста, привыкший доводить до полного блеска любое дело, за которое берется. Детальная, вплоть до мельчайших оттенков проработка структуры альбома, предельное внимание к нюансам - не у всякого автора это встретишь. Дополнительная "изюминка" - ненавязчивый ближневосточный колорит, сопровождающий повествование.
Для истинного таланта границ нет. Творчество Майка Бэтта - лучшее тому доказательство. Вне зависимости от жанра, он выкладывается по максимуму с единственной целью - подарить миру радость, радость от соприкосновения с настоящей музыкой. Профессионал-самоучка, подлинный художник, чистый гений с лицом ребенка - пожалуй, таков по сути своей этот бесконечно одаренный мистер Бэтт.

20 июл. 2008 г.

Metaphor "Starfooted" (1999)

В 1993 году на страницах одного из номеров журнала "BAM", издаваемого в Сан-Франциско, появилось объявление следующего содержания: "Хэкетту требуются Бэнкс, Рутерфорд, Гэйбриэл, Коллинз. Пароль: Suppers Ready". Автор столь милого чудачества - гитарист Малкольм Смит. Как ни странно, на шутку откликнулись. Конечно же, не вышеперечисленные персоны, но люди, выросшие на классическом британском арт-роке: клавишник Марк Спунер, ударник Боб Кёхлер и братья Монтиа - Винс (бас-гитара) и Роберт (вокал). Вот так на свет божий появились Metaphor, изначально являвшие собой трибьют-команду, исполнявшую репертуар легендарных Genesis периода 1970-74 годов. Продолжалось сие безобразие вплоть до 1996 года, когда мастермайнд ансамбля наконец-то созрел до написания собственных произведений. Тогда же последовали передряги в составе: ушли братья Монтиа, на их место были приняты новые басист и вокалист. Работа над материалом кипела вовсю. В 1999 году Metaphor арендовали студию в калифорнийском местечке Саннивэйл, где в результате и записали полнометражный дебютный диск "Starfooted", реализованный в апреле 2000 г. силами небольшого швейцарского лейбла Galileo. И вот уже прогрессивные рецензенты, захлебываясь от восторга, провозглашают второе пришествие на нашу грешную Землю новых Genesis. Да, ориентиры никуда не делись. Но назвать американцев клоном не решусь. Ну, пользуются они проверенными приемами, известно кем изобретенными. И что? Музыка Metaphor имеет свое лицо, пусть и со знакомым выражением. Голос Джона Мабри тембрально не очень-то напоминает гениального Питера Гэбриэла, разве что артистическая подача "слизана" у маститого коллеги. Цифровое происхождение синтезаторов Марка Спунера в целом удачно маскируется под аналоговую теплоту, однако тягаться игровым мастерством с Тони Бэнксом ему, пожалуй, нет смысла. Инициатор проекта Малкольм Смит тоже, при всем уважении, не Хэкетт: не достает ему тонкости в расстановке акцентов и виртуозной точности штриха, чем в совершенстве владеет маэстро Стив. Скажете, критикую? Отнюдь. Просто стараюсь быть объективным. Альбом неплохой, без слащавости, которой грешат многие нео-прогрессивисты. И лицам, склонным к ностальгии по старым добрым временам, вполне может понравиться. Так что, приятного прослушивания.

Emeraude "Geoffroy" (1981)

В своей предыдущей инкарнации под названием Temple Ghost эти французские ребята играли фолк-рок. Однако с возникновением собственно Emeraude (на рубеже 1979-80 годов) жанровые ориентиры претерпели значительные изменения. Фольклорные интонации почти исчезли, на передний план вышла симфоническая составляющая музыки. Причем, в не лишенном изыска полу-атмосферном варианте. Открывающая пластинку композиция "Boule de Plume" - меланхоличный номер замедленного толка. Фортепианные наигрыши и фоновые вокализы Бернадетт Симонэ обрамляются астральной гитарой с налетом флойдизма, детский голос что-то неспешно вещает на своем языке, и все это пропитано легчайшим артистическим ароматом. Далее следует короткий акустический этюд классического образца, прелюдия к 12-минутной "Viking" - эпической истории, повествуемой гитаристом-басистом Жилем Бау речитативом по-английски с заметным акцентом. Несколько психоделичное начало трека с закольцованным фоно и повторяющимися басовыми пассажами вскоре вступает в фазу развития. То и дело ломается ритм, трансформируется мелодический рисунок - редкие мажорные нотки с оттенком кабаре погружаются в мертвенную пучину холодного моря. Весьма нестандартное по характеру сочинение предваряет другой пролонгированный опус - заглавное 16-минутное творение. Простецкие аккорды и франкоязычное пение в традициях трубадуров времен Гийома де Машо прямо-таки захлестываются волнами мировой скорби. Здесь балом правит настроение: невесомые синтезаторные пролеты, деликатное вождение медиатором по струнам и ровно льющийся вокал обреченного на вечное одиночество человека. Под занавес наконец прорезается электрогитара, плетущая гилморообразные околоблюзовые кружева. Надо признать, что и такая нарочито незамысловатая минималистичность оказывается весьма действенным средством, затягивая слушателя вглубь невеселых пейзажей. В финале звучит еще одна бессловесная интролюдия "Duo" - вариация на тему барокко. А затем гаснет мерцающий луч проектора, зал погружается в пыльную темноту...
Любопытный альбом, странный и притягательный. Обладающий собственной неяркой магией. Советую приобщиться.

19 июл. 2008 г.

Haikara "Haikara" (1972)

Начало 1970-х. Входит в пору расцвета британский арт-рок, первыми шедеврами потчуют слушателя гранды жанра. Однако и в озерной скандинавской глуши не дремлют. Имеющая богатые музыкальные традиции Финляндия довольно-таки быстро ориентируется в новых веяниях. Набирает обороты местная прогрессивная сцена, ширится число отличных команд, исповедующих оригинальный подход к композиции. Haikara - одни из таких героев. Этот финский "Аист" с самого начала взлетел на приличную высоту. Первым же безымянным альбомом квинтет под управлением мультиинструменталиста Весы Латтунена выдал более чем достойный "ответ Чемберлену". Взяв за основу рожденные в непролазных чащобах родного края фольклорные мотивы, изобретательные парни из Суоми сплавили их с жесткими гитарными риффами, пронзительными соло саксофона и типичным для той эпохи аналоговым саундом клавишных. Более того, не убоявшись прослыть излишне сложными, эти смельчаки ввели в палитру классический инструментарий - флейту, скрипку, виолончель. Да к тому же изрядно увеличили среднюю продолжительность треков на пластинке (из пяти представленных лишь один сравнительно короткий - на пять с половиной минут, остальные являют собой развернутые эпические полотна). Своеобразные реверансы в сторону первопроходцев-англичан тут, естественно, встречаются. Скажем, манера игры Латунена на гитаре отдаленно напоминает маэстро Фриппа времен "In the Court of the Crimson King". Отсюда же легкая шизоидность духовых. А вот басовые проходы сродни джазовым. Иногда повествование насыщается приемами из области академического симфонизма ("Yksi Maa & Yksi Kansa"). Тем не менее, общая полифония релиза не исключает яркой мелодичности отдельных эпизодов. Так, вступительная часть финальной вещи "Manala" - верх лиризма: печальная флейта, аккуратные струнные переборы, почти шепчущий голос певца... И все это гибнет в один присест под громовыми раскатами авант-роковых децибеллов; словно адский оркестр исполняет польку на раскаленной жаровне.
Весьма неординарная и самобытная работа, явно заслуживающая внимания.

18 июл. 2008 г.

Iona "Beyond These Shores" (1993)

За тысячу лет до Колумба могучие воды Атлантического океана пересекла группа ирландских монахов под началом Святого Брендана. Вверив себя Божественному провидению, бесстрашные подвижники на деревянных, выстланных кожей суденышках отправились в неведомое. Так гласит старинное гаэльское предание. Именно этот вояж, обозначенный в литературе термином "navigatio", вдохновил команду Дэйва Бэйнбриджа на создание концептуального альбома. Подобные работы всегда требуют соответствующего размаха. И несмотря на то обстоятельство, что каждый из участников Iona по сути является мультиинструменталистом, в процессе сотворения диска засветилась масса специально приглашенных гостей, включая гениального Роберта Фриппа (гитара, фриппертроника), исполнительницу на кельтской арфе Фиону Дэвидсон, сестру мастермайнда ансамбля Дэбби Бэйнбридж (гобой), струнный секстет и еще целый ряд талантливых артистов. Однако звукового "столпотворения" здесь нет и в помине. Основную нагрузку пятерка членов Iona распределила между собой. Задача-максимум при воплощении материала - воссоздание атмосферы, "настройка" слушателя на высокие идеалы, без которых невозможен истинный духовный прорыв. Ткань произведения неоднородна. В панорамном ракурсе "Beyond These Shores" - это прозрачные этюды, обогащенные традиционными мотивами Британских островов (тут ключевая роль принадлежит духовым - рожкам, дудкам и флейтам), и чередуемые с песнями, носящими поп-оттенок в хорошем смысле слова. Разумеется, в данном жанре Iona отнюдь не новаторы. Достаточно вспомнить Steeleye Span, Clannad, раннее творчество Enya... Тем не менее, коллектив маэстро Бэйнбриджа в нынешней интеллектуальной рок-иерархии занимает особое место. Причем, совершенно справедливо: свой почерк, оригинальное композиционное строение, свойственные лишь им средства выражения... Плюс козыри, главный из которых - голос Джоанны Хогг (ему можно посвятить отдельную оду, но делать этого я не буду). Да и в профессиональном отношении ребята при желании дадут прикурить многим (послушайте хотя бы пронзительные гитарные соло Дэйва в "Bird of Heaven" или взвихряющиеся эскапады саксофона Майка Хатона в "Beachy Head").
Резюмируем: любителям сложностей на "Beyond These Shores" ловить, в принципе, нечего, зато ценителям красивых мелодий и утонченных аранжировок эстетическое наслаждение гарантировано.

17 июл. 2008 г.

Elder Kindred "Kindred Spirits" (1973)

Сотрудники лейбла Audio Archives напоминают ловцов жемчуга: каждое погружение в пучину прошлого - шанс на добычу ценного раритета. И ежели оно происходит, очищенным от шелухи десятилетий богатством, как правило, щедро делятся с охочим до открытий меломаном. Elder Kindred - еще один повод для маленькой радости.
Этот интересный ансамбль возник летом 1970 года в английском городке Хантингдон. Костяк его сформировали выходцы из команды Slow Dog. На протяжении нескольких лет ребята давали концерты по британским клубам и колледжам. Зачастую выступали на разогреве у восходящих звезд - Uriah Heep, ELO, Renaissance и др. Параллельно набирались опыта. После некоторых пертурбаций в рядах колектива наконец-то выкристализовался состав, которым и были записаны все основные треки данной пластинки. Позвольте огласить список: Ник Химери (вокал, гитара; единоличный автор текстов и музыки), Джефф Ниббс (бас, акустическая гитара, вокал), Айвен Уорд (альт-саксофон, флейта, перкуссия), Винсент Лоакс (ударные), Саймон Джадд (клавишные). С первых же тактов открывающей диск песни "Playing to You" становится ясно: перед нами хранители славных традиций The Moody Blues. Характерная ритм-н-блюзовая основа, мелодичность и легкий фолковый флер вызывают вполне четкие ассоциации. Чередование бодрых заводных композиций с проникновенными балладами - из той же серии. Однако воспринимать Elder Kindred в качестве подражателей было бы в корне неверно. Они - дети своего времени, достойно делившие сцену с такими коллегами по жанру, как Cressida и Spring (в сравнении с первыми, быть может, не столь искусные в исполнительском мастерстве, но уж и не менее душевные, чем вторые). Звуковая картина релиза примерно следующая: активное использование напевного многоголосия, мягкие "разлапистые" партии органа серии Vox Continental и электрического пиано, электроакустические переборы гитары, трели флейты - то шаловливой, напоминающей весенний ветерок, то рефлексивно-задумчивой. Из восьми представленных номеров лишь четыре относятся к 1973 году. Оставшаяся половина демонстрирует деятельность группы в их начальный период: тогда на басу играл Крис Кёртис, а на правах ведущего духового инструмента вместе с флейтой использовался сакс. Впрочем, ранний репертуар стилистически выдержан в вышеозначенной манере, а значит, целостность пластинки не нарушается.
Так что, дорогие любители прото-прогрессива, я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с "Kindred Spirits". Ручаюсь: получите несказанное удовольствие.

16 июл. 2008 г.

M.I.A. "Transparencias" (1976)

"О, сколько нам открытий чудных..." Прав был Александр Сергеевич. Итак, очередное открытие музыкально-географического толка. Знакомьтесь, представители Аргентины M.I.A. Не просто ансамбль, но нечто большее. Под заглавной аббревиатурой, означающей Músicos Independientes Asociados, скрывалось основанное в середине 1970-х содружество творческих лиц, объединявшее собственно музыкантов, художников и технарствующих изобретателей. Центром могучей кучки являлись брат с сестрой по фамилии Витале, Лито (ударные, флейта, синтезаторы, клавишные, вокал) и Лилиана (флейта, перкуссия, ударные, вокал). С их подачи и была записана дебютная пластинка "Transparencias". Помогали ребятам басист Ноно Белвис, гитарист Даниэль Курто, а также органист (по совместительству ударник) Хуан Дель Баррио. Этим релизом молодые аргентинские гении продемонстрировали, что могут сочинять и исполнять арт-рок в лучших традициях жанра, не слабее, чем англичане или же голландцы. Не побоюсь сказать, что "Transparencias" - квинтэссенция наиболее интересных и значимых находок из сферы симфонического прогрессива. Тотально-инструментальный (если не считать красивых бессловесных вокализов в титульной вещи) диск базируется на перекличке разнообразных клавишных. С первого трека латиноамериканские амигос преподносят себя в качестве последователей ELP, Trace и где-то даже Focus. Проклассические композиционные изыски удачно разбавляются ненавязчивыми элементами местечкового фольклора. Лирическая направленность большинства опусов очевидна. Романтическая грусть будет сопровождать слушателя фактически до конца замечательного звукового путешествия. Особенно хорош 20-минутный эпик "Transparencias" с его тонкими кружевами флейты, симпатичной гитарой, атмосферными клавишами и устойчивыми аналогиями (во второй части произведения) с Camelовской "Lady Fantasy". Отдельной похвалы заслуживают бонусы, взятые с пластинки "Conciertos" (1978): трехчастная фортепианная сюита авторства Лито Витале, решенная в традициях камерной академической музыки, и финальный импровизационный эксперимент "El joven almendro", в котором приемы джазового авангарда неведомым манером спаяны с элементами более привычного симфо-прога. Абсолютно чудесная находка, искренне рекомендую всем без исключения.

14 июл. 2008 г.

Tempus Fugit "The Dawn After the Storm" (2000)

Редкий прогрессивный лейбл может похвастаться разборчивостью, какую демонстрирует руководство бразильской компании звукозаписи Rock Symphony. Музыкальную политику этих эстетствующих молодцов можно обозначить так: "лучше сказать мало, но хорошо". И данный постулат уверенно подкрепляется релизами, которые выдают подписанные дальновидными продюсерами артисты. Tempus Fugit в этом отношении своего рода элитное рок-подразделение, пример для подражания молодняку, только начинающему путь в арт-роке.
Уже дебютное творение "Tales From a Forgotten World" (1997) славных бразильерос очаровывало изысканной элегантостью и, несмотря на сказочную лирику (рыцари, драконы да гоблины), дышало зрелостью и мощью. Согласитесь, не всякому новичку удается первой же пластинкой заявить о себе, как о достойном продолжателе дела классиков - Рика Уэйкмана, Genesis и т. д. В общем, планка изначально была задрана на приличную высоту. И надлежало дальше стремиться в стратосферу...
Вторая студийная работа Tempus Fugit "The Dawn After the Storm" - гимн мелодизму. Из девяти треков лишь три содержат вокальные партии. Все остальное - торжество инструментальной чистоты и гармонии. Возвышенно-нежные, нетронутые агрессией композиции сродни акварельным штрихам, постепенно проявляемым на мольберте. Почти что хэккетовские гитарные пассажи Хенрике Симуиса обрамляются клавишными оркестровками и тонким журчанием синтезаторов лидера ансамбля Андре Мелло, оттеняются предельно аккуратной работой ритм-секции в лице басиста Андре Луиза и ударника Эри Моуры. Ажурные паутинки звуков таят в себе подлинную интеллигентность и благородство душ создателей всего этого великолепия. Есть здесь и элегическая грусть, и рвущаяся наружу страстность, и пастельные тона небес, переживших ночную грозу, а теперь совершающих омовение в лазоревых волнах рассвета... Удивительный альбом, надолго дарящий ощущение красоты и какого-то очень скромного счастья.

12 июл. 2008 г.

Fantasy "Beyond the Beyond" (1974)

Записанный в 1974 году "Beyond the Beyond" добрался до слушателя лишь в девяностых. Пленки раскопали в аудиоархивах, почистили, оцифровали - и вот он, забытый богом альбом, лишь сейчас обретший свою аудиторию. Бравая пятерка фантазеров, так не ко времени распавшаяся (во многом по вине кретина-продюсера с лейбла Polydor, открыто заявившего членам ансамбля, что ему совершенно неинтересны их "мотивчики"), восстала из пепла забвения.
Немного о самом релизе. Он выдержан в стилистике предыдущего творения "Paint the Pucture". Тот же теплый и местами драматический вокал Пола Лоуренса, меллотроновые красоты вкупе с гарцующим органом, электрогитарная хрипотца – то задумчиво-протяжная, то озорная, выпуклые басовые партии, пара акустических баллад, призванных внести элемент простоты в инструментальное пиршество семидесятников. Мелодическое чутье не оставило ребят и здесь, песни сотканы из красивых возвышенных тем, небесных голосовых гармоний, динамических каскадов, сменяющих друг дружку. Правда, по степени легкокрылой вдохновенности "Beyond..." заметно уступает первенцу, однако сие не отменяет общего магического притяжения диска. Точно этот сверкающий радугой лазерный кружочек скрепляет незримая печать волшебства, наподобие той, что покоится на ранних пластинках Uriah Heep (чего стоит хотя бы чистейшая, прозрачная "Church Clock" с ее барочными аккордами в финале). По сравнению с дебютом звук кажется более плотным, прибавилось тяжести, но оно лишь пошло на пользу группе. При этом все композиции пронизаны оттенком светлой, легчайшей, почти неуловимой, но все таки грусти. Словно догадывались замечательные музыканты о своей незавидной участи... Саунд-палитра содержит широкую гамму полистилистических элементов: ритм-н-блюз, поп, фолк, оркестровая классика, хард… К основному материалу компания Audio Archives приплюсовала пять бонус-треков, четыре из которых - демо-записи, оформленные в 1970 году, на заре туманной юности Fantasy (тогда команда, ведомая иным певцом, нарезала любопытный хард-блюз-рок). И данный спектр разноликих настроений благополучно сложился в чарующее полотно, к которому периодически тянет вернуться.

Kaizen "Gargula" (1994)

Странные ребята эти бразильцы. Казалось бы, жара, тропики, какой тут арт рок? Однако, имеется. Самый что ни на есть прогрессивный и симфонический.
Инструментальный проект Kaizen основан в 1992 году. Создатель - композитор/исполнитель Клибер Вожел, человек с богатым прошлым. Выпускник престижной музыкальной школы имени Эйтора Вилла-Лобос, где предметами его штудий числились гитара, мандолина и скрипка; участник серьезных академических коллективов (среди них - Бразильский симфонический оркестр, Филармонический оркестр Рио де Жанейро и Камерный оркестр Федерального университета Рио да Жанейро). В 1990 году Вожел отметился на дебютном альбоме симфо-прогового ансамбля Quaterna Requiem. Симбиоз классики с роком оказался ему по душе. Таким образом, в рамках собственной группы Клибер решил развивать аналогичную линию. В сравнении с бывшими коллегами из Quaterna Requiem, а также жанрово близкими соотечественниками Sagrado Coração Da Terra, бойцы клана Kaizen играют более эффектную и продуманную с композиционной точки зрения музыку, причем без всякого намека на свое экзотическое происхождение. Оркестровые партии выстроены на совесть, чувствуется умелая рука мастера. Мастермайнд ансамбля, в чьем распоряжении широкий арсенал скрипок - от традиционных акустических до электрических и MIDI-разновидностей, смешивает ингредиенты в нужных пропорциях. Помогают ему единомышленники с обычной для прога инструментальной раскладкой (гитара-клавишные-ударные-бас), а также специально приглашенный квартет классических исполнителей (флейта, гобой, фагот, виолончель). Сочетание здорового пафоса, тонкого романтизма и напористого рокового звучания производит самое положительное впечатление. Релиз хорош целиком и полностью (если, конечно, вы в состоянии выдержать почти час тотального симфо без признаков джаза, блюза, авангарда и электроники). Особенно замечательна вещица под названием "Noturno", своим настроением напоминающая о почивших в бозе таинственных словено-итальянцах Devil Doll. Думаю, если бы Kaizen не ограничились лишь этой пластинкой, сегодня они уместно смотрелись бы в обойме с такими грандами, как After Crying, Isildurs Bane и The Enid. Но провидение рассудило иначе. А жаль.

Thieves' Kitchen "Shibboleth" (2003)

Шибболет (ивр. שבולת‎, «колос» или «течение», ударение на «о») — характерная речевая особенность, по которой идентифицируется этническая принадлежность людей, своеобразный «речевой пароль». Это слово на иврите упоминается в русском переводе Библии (рассказ о применении лингвистической дискриминации во время одной из древних междоусобиц). Между тем в церковнославянском переводе Библии это слово отсутствует и переведено словом «класъ» (колос). В английском языке применение слова shibboleth известно с XVII в. (интернет-ресурс Википедия).
Таким образом, третий альбом Thieves' Kitchen, озаглавленный древним еврейским термином, своего рода звуковой код для посвященных. Мастермайнд ансамбля Марк Роботэм после выхода предыдущего диска "Argot" сумел сделать правильные выводы. Певец Саймон Бойз получил отставку, а на вакантное место взяли вокалистку Эми Дарби. Прямым следствием этого шага явилась кардинальная смена стилистики. Ежели ранее Thieves' Kitchen играли прогрессив с элементами джаза, то на "Shibboleth" звучит натуральный джаз-рок с примесью арта. Поступок вполне оправданный, ибо голос у Эми достаточно камерный, интимный, совершенно ненавязчивый (в противовес экс-крикуну Бойзу); с кошачьей гуттаперчевостью грациозно огибает он инструментальные наслоения, подчас невесомо растворяясь в кружеве мудреных аранжировок. Насколько самим участникам группы в кайф исполнять подобный репертуар, думаю, ясно и так. Оно ощущается в каждой вдохновенно искрящейся ноте. Остается лишь поблагодарить Марка Роботэма - отважного новатора, не убоявшегося растерять нажитую прежде аудиторию. Поклонникам неопрога тут ловить нечего. Эта музыка любителям "сиропных" жанров покажется собранием логарифмических уравнений. Однако тем, кто воспитан на джаз/арт-роке 1970-х, я рекомендую послушать и оценить данное, весьма оригинальное творение TK.

11 июл. 2008 г.

Thieves' Kitchen "Argot" (2001)

Марк Роботэм играл на ударных в британской неопроговой группе Grey Lady Down. И то ли амбиции со временем выросли, то ли музыкальный курс, коим двигалась вышеозначенная "леди", его не устраивал... В общем, ушел Марк. Ушел с высоко поднятой головой, в которой уже вызревала мысль о собственном коллективе. Таковым стал Thieves' Kitchen.
"Argot" - второй альбом группы. Четыре полнометражных трека, сущий бальзам на душу любителей громоздких эпиков. Открывающий 20-минутный опус "John Doe Number One" демонстрирует определенную зрелость идей и грамотное их воплощение. Инструменталисты действуют на славу. Клавишник Вольфганг Киндл пользуется исключительно синтезаторами, однако звучание оных "Протеусов", "Ямах", "Коргов" и прочих "Роландов" крепко "заточено" под старые культовые "Хаммонд" и меллотрон. В этом отношении налицо некоторая схожесть с The Tangent, также обожающими развернутые полотна с ретро-окраской. Гитарист Фил Мерси - стойкий поклонник Аллана Холдсуорта. Сочетание его изысканных джаз-роковых ходов с псевдо-симфоническими партиями Киндла рождает атмосферу ностальгического толка: невозможно отделаться от мысли, что вся эта благодать во многом обязана своим существованием легендарным UK времен первого состава. Мастермайнд ансамбля свое дело знает: барабанные партии Марка лаконично-отрывисты и четки, нареканий не вызывают. Чего не скажешь о певце Саймоне Бойзе. Вокалисты - всегда проблема. С этим Thieves' Kitchen не повезло. Когда человек с весьма посредственными голосовыми данными становится фронтменом по-настоящему хорошей в музыкальном плане группы, оно воспринимается несуразностью (хотя в заключительной композиции, надо заметить, работает старательно). Их певуну поучиться бы у того же Питера Гэбриэла акцентировке, умению адекватно донести до аудитории драматическое наполнение песен. А так... имеем, что имеем.
Подытожим: диск интересный, материал по большому счету оригинальный (что редкость) и умный (что еще большая редкость). Твердая четверка с плюсом. Вокалиста бы подтянуть - и тогда уж точно: даешь шедевры!

8 июл. 2008 г.

Winds "Prominence and Demise" (2007)

Перемудрили братья-норвеги. Видать, не объяснили им вовремя умные люди, что "сложно" не всегда означает "хорошо". Два предыдущих альбома оригинального ансамбля были свежи, чисты и очаровательны в своем возвышенном целомудрии. Сочетание скоростных гитарных запилов, неоклассических клавишных арпеджио и умопомрачительной работы ударника Хеллхаммера со звучанием академического струнного квартета рождало на свет нечто близкое к истине. Winds не стеснялись увязывать воедино философию, романтику и агрессию, таким образом создавая присущие лишь им саунд-ландшафты. Но все течет, все изменяется. Последний на сегодня "ветреный" релиз подтвеждает сие. "Prominence and Demise" сродни лозунгу "назад в пампасы". Некое движение к стандартам прог-металла. Не подумайте, что парни, забыв про собственные наработки, рванули играть музыку в ключе Dream Theater и Fates Warning (хотя отдельные "фишки", заложенные корифеями на пороге 1990-х, тут все же встречаются). Winds, говоря образно, курсируют другим маршрутом. Однако изредка их таки заносит на территории американских апологетов жанра. Открывающий диск опус "Universal Creation Array" своеобразный мастер-класс для начинающего прогрессив-металлера. Никакой тебе романтической красоты дебютного "Reflections of the I", заслуженно собравшего урожай хвалебных отзывов международных рок-обозревателей. Лихо расстреливает пространство риффами и соло Карл-Август Тайдеманн, бешеным зверем мечется за барабанной стойкой Ян Аксель фон Бломберг, сурьезным голосом вещает нечто замороченное певец/басист Ларс Эрик Си. И только органист Энди Винтер своими пианиссимо пытается сдерживать взвихряющуюся центробежность коллег. Далее, правда, картина выравнивается засчет включения в действо струнной группы и четверки разнотембровых бэк-вокалистов, в состав коих неожиданно затесался знатный дэт-варяг Дэн Сванё (Edge of Sanity, Nightingale, соло), отвечающий за партии тенора (однако!). И временами мы слышим знакомые отолоски прежних "Ветров". Да вот беда, негде развернуться тем полузабытым настроениям юности. Профессионализм подмял под себя ранние устои скандинавов и не сказать, что оно на руку команде, а следовательно и ее поклонникам. Мрачновато-безысходная, удушливо-плотная атмосфера диска оставляет странное ощущение. Вроде бы, в целом неплохо, но что-то важное теряется под толщей технических наворотов. Надеюсь, в последующем Winds сумеют добиться оптимального баланса меж "физикой" и "лирикой". Предпосылки имеются. Главное - оставаться в душе детьми, и все придет.

6 июл. 2008 г.

Various Artists: Colossus Projects "Kalevala - A Finnish Progressive Rock Epic" (2003)

Один из самых амбициозных проектов за всю историю арт-рока, затеянный по инициативе финского прогрессивного сообщества Colossus. Благодаря стараниям компании Musea всемирно известный эпос «Калевала» обрел новую ипостась. Тридцать музыкальных коллективов Старого и Нового Света, среди которых шведы Sinkadus, Simon Says, Grand Stand, британцы Magenta, Elegant Simplicity, итальянцы Museo Rosenbach, Il Castello Di Atlante, Moongarden, французы Cafeine и Clearlight, норвежцы Orchard, швейцарцы Thǿnk, финны Groovector, Haikara, Aardvark' и многие другие. Тридцать треков на 3-х CD, содержащих композиции на сюжеты «Калевалы». Основное требование ко всем участникам проекта – использование аналоговых инструментов 1970-х годов, дабы придать необходимую повествованию ретро-окраску и попытаться сложить разношерстные фрагменты в целостную мозаику. Результат весьма и весьма. Представлены практически все приемлемые спектры прог-рока. Для групп, неизвестных широкому кругу слушателей, хороший шанс заявить о себе, для прочих – подтвердить репутацию маститых и заслуженных. Подавляющее большинство артистов - выходцы из Италии. Правда, на фоне мощного проявления скандинавов, для которых тематика диска фактически родная, их достижения выглядят тускло. Зато северяне на подъеме! Ветеранистые финны Haikara своим вступлением задирают планку до предела. И лишь немногим собратьям по оружию удается взять высоту. Уверенно соперничают с предшественниками другие музыканты из Суоми - молодые энергичные Overhead и фольклорно ориентированные Scarlet Thread, эпическим размахом покоряют аудиторию шведы Sinkadus, интересно звучат доселе неведомые норвеги Orchard... Довольно крепко выступают и родоначальники жанра англичане: юным задором пышут вундеркинды-полистилисты Quadesh; недурственно играет свои партии индивидуалист-многостаночник Стивен МакКейб (Elegant Simplicity) при поддержке ударника Кристофера Найта...
Почти четыре часа торжества арт-роковой мысли, уютные тембры культовых синтезаторов прошлого, уместные фолковые мотивы (в основном у исполнителей нордического происхождения) и много чего еще. Говорить об этом можно долго, но лучше все же послушать.

Disc 1
Disc 2
Disc 3

5 июл. 2008 г.

Björn J:son Lindh "Våta Vingar (Wet Wings)" (1980)

"Wet Wings" - своего рода веха в творчестве Бьорна Джейсона Линда. Последний релиз, на котором еще имеет место джаз, но уже не в столь экзотических вариациях, что раньше. Впереди у маститого шведского маэстро годы проклассически настроенных альбомов. Представление о стилистике будущих его работ можно получить по открывающей пластинку симфоньетке "Sing Louder Little River" - красивейшем опусе с лаконичной, но при том весьма яркой гитарой Янне Шаффера и клавишными кружевами собственно Линда. "Swamp Etude" являет собою озорной фортепианный рэгтайм - не по-скандинавски жизнерадостный и отдающий чем-то мультяшным. Третий номер в программе - энергичная босса-нова "Esther Williams (Overture)" с насыщенным саундом: тут вам и пиано, и женские хоралы, и немного "Хаммонда", и знаменитая флейта старины Бьорна, наконец. Отменная бодрящая зарисовка, перетекающая в расслабленный, полный звуковых эффектов "Swamp Concerto", логически продолжающий линию "Болотного этюда". В атмосферном джаз-роковом "Certain Nights (Fandango)" выделяются выпуклые партии баса Стефана Нильссона и труба Палле Миккельборга. Да и синтезаторы Линда хороши по всем показателям. "Into the Fog" - любопытное смешение жанров: традиционный фолковый наигрыш флейты пересекается со слэп-ходами бас-гитары. Необычно и здорово. "J:sons Hounds" - явная перекличка с гранд-дамой шведского арт-рока Мерит Хеммингсон (и не удивительно: эти двое тесно сотрудничали в 1970-х). Проверенный временем рецепт: фьюжн-ритмы, гарцующие духовые + изящная оркестровка. "Elastic Love Song" - музыкально-трансовое обращение жителя угрюмого северного края в сторону Востока, сменяемая до крайности заводной композицией "Юбилей дезертира", по ходу которой Бьорн Джейсон демонстрирует все разнообразие флейтового звукоизвлечения. Финальная "Wet Wings" - мягкая, напевная и очень лиричная вещь, достойное завершение воистину прекрасного диска. Не пропустите.

4 июл. 2008 г.

Nice Beaver "Oregon" (2004)

Второй альбом голландцев оформился спустя три года после дебюта. Время, определенно, было потрачено не зря. "Oregon" звучит куда разнообразнее, нежели предшественник. Следы неопрога если и остались, то в довольно незначительных пропорциях. Особенно радостно, что часть вокальных партий здесь ведет гитарист Ханс Герритс (эх, чего ж он не пел на первом диске!). Впрочем, это, как говорится, лирика. Пойдем по структуре. Открывающий 12-минутный опус "Nights In Armour" весьма интересным манером сочетает в себе элементы арт-рока, джаза и прогметалла, приправленные восточной микрохроматикой. Клавишник Грёнивег активно вводит в палитру сэмплы меллотрона, и крайне в тему наяривает приглашенный скрипач Майкл Густорфф, добавляющий утонченности данному эпику. Драйвовая "Morphine" получилась жесткой и слегка "металлизированной", впрочем, оно лишь на пользу результату. Сурово-лиричная "Any Other Day" исполнена в традициях дебютного "On Dry Land": непретенциозный закос под Camel; в конце концов, почему бы и нет? Заглавный трек: фишки а-ля Dream Theater в интроспективной части (к моему вящему удовольствию, тут снова слышен голос Герритса) - парни демонстрируют, что умеют играть быстро и виртуозно; влияния кентерберийского рока и откровенно подражающее Энди Лэтимеру гитарное соло. "The Beaver State" - и снова знакомые нотки Camel, распахивающие дверь в эклектичный мир этой инструментальной композиции, сочетающей возвышенную красоту джаз-рока с моментами колючего тяжелого прогрессива. Пролонгированная и несколько меланхоличная поначалу драма "Two Brides for Two Brothers" своим настроением отсылает к еще одной фламандской команде Triangle. Однако, в целом перед нами совершенно фирменная вещь Nice Beaver, решенная сообразно представлениям самих музыкантов о том, каким должен быть арт-рок нового тысячелетия. "Love On Arrival" - острые хардовые риффы на фоне прозрачных клавишных оркестровок; занимательный этюд, плотно осевший в контексте релиза. Под занавес ребята одаривают слушателя любопытным, превосходно аранжированным произведением "Lawn Mower´s Day Off ", наполненным трагедийной мощью, а помогают им виолончелист Арьен Кул и гобоист Брэм Криефтмайер. Прекрасный финал, да и в общем отменная работа.
Не знаю, грядут ли в будущем свежие откровения от Nice Beaver; покуда ансамбль не подает признаков жизни. Ну, а тем, кому по душе их деяния, рекомендую ознакомиться с проектом Ханса Герритса King Eider, чья пластинка "Somateria Spectabilis" (2005) в большей степени ориентирована на творчество Camel.

2 июл. 2008 г.

Nice Beaver "On Dry Land" (2001)

Голландия славится хорошими группами. И не важно, в каком стиле играет ансамбль, результат впечатляет независимо от жанра. Что до Nice Beaver, то члены этого квартета, судя по названию, обладают крайне своеобразным чувством юмора (владеющие английским жаргоном догадаются, о чем речь). Но сейчас не о том. Коллектив образовался в 1997 году в составе: Ханс Герритс (гитара), Петер Стил (бас-гитара), Эрик Грёнивег (лид-вокал, клавишные), Ферри Зонневельд (ударные). У всех четверых за плечами солидный опыт игры в локальных бандах. Так что за дело парни взялись всерьез. В музыкальном отношении Nice Beaver представляют собой некий идейный полигон. С одной стороны, явные неопрогрессивные черты, позаимствованные у поздних Marillion. С другой, хард-проговые вставки в манере Rush. Крепкие гитарные соло Герритса берут начало в изысканных точеных партиях Энди Лэтимера (Camel) и Дэйва Гилмора (Pink Floyd). Достаточно послушать красивейший надрывистый струнный рисунок в первой половине "Hope You Don't Mind" (одна из лучших вещей на альбоме), чтобы уловить характерную для обоих грандов арт-рока фразировку. Нестандартный вокал Грёнивега весьма на любителя. Тембрально смахивает на того же Лэтимера (за вычетом эмоционально-лирической утонченности), но при том страдает какой-то грубоватой "округлостью" (как хотите, так и понимайте). С клавишными он управляется гораздо лучше, чем поет. Что радует, синтезаторы звучат не слащаво, без лишней помпы и надуманности. Звук теплый, временами ухо меломана балуют саундом, заточенным под "Хаммонд". Ритм-секция действует в мире и согласии с остальными инструментами, никто не тянет одеяло на себя. Компаньоны четко придерживаются собственных композиционных гармоний, стремясь к цельности и законченности формы. У них получается.
Итог: шедевром пластинку, конечно же, не назвать при всем желании, но твердое "хорошо" дебютная работа голландцев вполне заслужила.

Fantasy "Paint the Picture" (1973)

Одна из наиболее интересных команд 1970-х, незаслуженно обойденная вниманием современников. Чудесный образчик типично английского арт-рока со своим волшебно-прозрачным колоритом. Fantasy - это: Пол Лоуренс (вокал, 12-струнная гитара), Дэвид Рид (бас-гитара, вокал), Дэвид Митколф (клавишные, вокал), Питер Джеймс (лид-гитара, вокал) и Джон Уэбстер (перкуссия, вокал). "Paint the Picture" (1973) - дебютная пластинка коллектива, на которой двадцатилетние британские джентльмены из графства Кент умудрились продемонстрировать зрелость и самобытность идей и, что весьма существенно, собственное оригинальное звучание. Остается лишь недоумевать, как могли критики той поры проглядеть ансамбль, по прошествии трех десятилетий угодивший в разряд "классиков симфо-прога". Конечно, трудно быть объективным на фоне грандиозных достижений титанов жанра, творивших в золотую эру рок-музыки. Но, ей богу, мимо ТАКОЙ группы нельзя пройти, не заметив. Альбом, сотканный из микрошедевров, подкупает прежде всего ярко выраженным мелодизмом и отсутствием вычурности, свойственной многим артистам из числа интеллектуальных. Не претендуя на заумь и глубину, ребята исполняли эдакий "облегченный" вариант прогрессива, способный понравиться даже не очень "продвинутому" слушателю (в этой связи на ум приходят Cressida, творившие нечто подобное). Проклассический базис большинства композиций вполне очевиден. Полифония в лучших традициях семидесятых: изысканные хитросплетения гитары и органа на внушительном меллотроновом фоне разбавляются ненавязчивыми акустическими аккордами, превосходное использование хорального многоголосия, легкие оркестровые аранжировки в отдельных вещах (виолончельное обрамление в "Windows" - ответственный Грэм Прескетт, вкрапления духовых в "Politely Insane" от Эндрю Прайс Джекмена)... Особо стоит отметить прекрасные певческие данные фронтмена. Сильный и чистый вокал Пола Лоуренса, тонко чувствующего композиционно-драматический подтекст, как нельзя лучше подходит насыщенной нюансами музыке Fantasy.
Во всех отношениях превосходный релиз, который я горячо рекомендую почтеннейшей публике.