2 июл. 2010 г.

Index "Index" (1999) / "Identidade" (2005)

Рулевой бразильской команды Index, гитарист Джонс Джуниор, некогда творил историю в составе культовой симфо-проговой группы Quaterna Réquiem. Однако возросшие композиторские амбиции явились причиной ухода маэстро на вольные хлеба. К тому моменту в творческих закромах Джонса скопился приличный массив собственных идей, для воплощения которых требовался полноценный ансамбль. Вот тогда-то и возникли Index. Наряду с Джуниором (акустическая и электрическая гитары) участниками формации стали Элен Писетта (Хаммонд-орган, фортепиано, мини-Муг, синтезаторы), Фабрицио Cанталючия (бас) и Отавиано Кюри (ударные, перкуссия).
Дебютный альбом, без затей озаглавленный "Index" (1999), выявил определенную степень родства новых героев латиноамериканской сцены с ближайшими сотоварищами по цеху. Не случайно открывающий программу трек обозначен "Quaterna Réquiem". Вечный романтик Джонс, пользуясь стократ проверенными рецептами, увязал воедино мечтательные пассажи клавишных с необарочными приемами игры на классической гитаре и относительно суровыми прогрессивными риффами. Результат получился вполне неплохим. Да и продолжение в виде пяти развернутых пьес стоит того, чтобы с ними ознакомиться. Это и меланхолично-рефлексивный опус "Caverna", и проникнутая элегическими мотивами "Serenata", и неоднозначное, но в общем любопытное произведение "Ciclos das marés" (эх, заменить бы искусственный синти-оркестр меллотроном или адекватно эмулируемыми аналоговыми тембрами "Корга"... Ладно, что есть, то есть), и т. д., и т. п. Коль скоро представленный здесь материал подан в тотальной инструментальной манере, понятно, что функции фронтмена автоматически возлагаются на лидера проекта. Отдавая должное таланту Джуниора, замечу: его гитарные соло далеки от свойственной многим шестиструнникам самовлюбленности. В индивидуальных партиях мастермайнд сосредоточен на решении эмоционально-мелодических задач, с чем и справляется - весьма небезуспешно, кстати. Финальный номер "Index" несколько отличается по настроению от предшествующих позиций: здесь преобладают резвые поливы Муга от органистки Писетты, исполненные в ключе традиционного английского симфо-прога. Дебют не укрылся от внимания музыкальных обозревателей из специализированных изданий, выказавших открытые симпатии новичкам и пожелавших им не останавливаться на достигнутом.
При записи второго лонгплея Index Джуниор сменил ритм-секцию. Теперь с ним работали бас-гитарист Рональдо Сцинато и ударник Леонардо Рейс. Реализованный в 2001 г. "Liber Secundus" содержал совершенно невпупенное количество неанглоязычного вокала (голосить пришлось всем, кроме басиста), что сильно смазывало впечатление от недурственной музыкальной составляющей. Столь серьезный просчет Джонс Джуниор взял на заметку.
На своем третьем альбоме "Identidade" (2005) Index вернулись к формату чистого инструментала. В итоге имеем бесподобный по качеству материал, на пару голов превосходящий все, выпущенное ими ранее. В роли органиста на сей раз выступил экс-барабанщик Отавиано Кюри, привнеся в полифоническую канву пластинки наимощнейший драйв. Разнокалиберные клавишные правят бал в феерическом треке "Vulcano", задают джазовый тон в "Fogos de Santelmo", цементируют саунд-пространство в эпике "Index II". Да и в других сочинениях Отавиано блистает по-настоящему вдохновенными, семидесятнически ориентированными гармониями. Яркий стилистический калейдоскоп - с одной стороны, совершенно убийственный симфонический арт-рок, с другой - весьма закрученный, ядреный прогрессив-фьюжн - претворен в жизнь без "заусенцев" и "проволочек". Гитарная фразировка Джонса безукоризненна. В "Identidade" перед нами уже не ностальгирующий лирик, но зрелый профессионал, соединяющий в звуковых откровениях черты Пэта Мэтини и Энди Лэтимера (Camel). О фигуре последнего также напоминают протяжные монологи флейты, которую Джуниор Джонс использует впервые и к месту. Словом, восторг да и только.
A must have для поклонников современного прогрессива.

3 комментария:

Antonino комментирует...

Eccellente blog, complimenti.

http://genesis-marillion.blogspot.com/

VaTAga комментирует...

Здесь тоже есть треки "под Camel"?

Сергей Уваров комментирует...

Не то чтобы "под". Просто имеются схожие нюансы на втором альбоме.
А вообще, если нравятся Camel, то рекомендую послушать бразильцев Quantum, голландцев King Eider и Lady Lake.